Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ:



ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ("Eros and Civilization", 1955) - работа  Маркузе . Опираясь на концепцию З. Фрейда (подзаголовок книги - "Философское исследование  учения Фрейда"), Маркузе анализирует стратегию развития западной цивилизации и выявляет ее репрессивный характер. Имея фундаментом подавление инстинктов и питаясь отнятой у них энергией, культура  делает индивида  несчастным; на социальном уровне репрессия усилена многократно господствующей властью  и становится тотальной. По мнению Маркузе, репрессивность как основополагающая черта западной культуры неизбежно ведет к краху цивилизации: атомная бомба, концентрационные лагеря, массовое истребление людей при высоком уровне развития индустриального общества - предвестники ставшей реальной угрозы самоуничтожения человечества. Единственный путь спасения для западного мира - переход к альтернативному типу культуры - "нерепрессивной цивилизации". Претендуя на роль  теоретического исследования, "Э.иЦ." не лишена драматической напряженности в диагностике болезненных проблем современности; в середине 1960-х "Э.иЦ." и "Одномерный человек"  Маркузе явились теоретическим фундаментом идеологии "новых левых" в США. Как отмечает Маркузе, согласно Фрейду, история  человека есть история его подавления; принуждению подвергается не только общественное, но и биологическое существование индивида. Свободное удовлетворение  инстинктивных потребностей человека (сексуальных и деструктивных - Эрос  и Танатос)  несовместимо с цивилизованным состоянием человечества, так как инстинкты  стремятся к целостному и немедленному удовлетворению, которое культура предоставить не способна. Цивилизация  начинается с отказа от стремления к целостному удовольствию и базируется на подавлении и переориентации энергии инстинктов. Принцип удовольствия  трансформировался в принцип реальности;  сдерживание  удовлетворения и тяжелый труд  выступают платой за безопасное существование и отсроченное, но гарантированное удовольствие. Под воздействием принципа  реальности в человеке развилась функция  разума; принцип удовольствия вытеснен в бессознательное. Данный процесс  явился травматическим событием и был воспроизведен на родовом (в первобытной орде - монополия  отца на удовольствие и принуждение  к отказу от него сыновей) и индивидуальном (воспитание  ребенка как навязывание повиновения принципу реальности) уровнях. Однако победа принципа реальности не является окончательной: принцип удовольствия продолжает существовать внутри культуры и воздействует на реальность ("возвращение вытесненного" в цивилизации). Подавление инстинктов осуществляется в культуре путем сублимации и репрессивной организации сексуальности (Эрос), переориентации на внешний мир (труд) и внутренний мир человека (совесть)  - Танатос. Итогом репрессии инстинктов являются подавленный индивид (сверх-Я  как интроекция господства в психике; чувство  вины за неповиновение) и репрессивная цивилизация (исторически - в первобытной орде бунт  братьев против отца и отцеубийство; чувство вины, раскаяние в содеянном и восстановление господства; возвращение образа  отца в религии). По Маркузе, любая революция  обречена на провал: после свержения господства и освобождения вскоре будет установлено новое господство.  Основное подавление (базис  культуры) усилено прибавочным - дополнительным принуждением со стороны социальной власти (господство). Рациональным основанием господства выступает факт  нужды: мир беден для полного удовлетворения человеческих потребностей, необходим труд как комплекс  мер по приобретению средств удовлетворения. Согласно Маркузе, господство направлено на возвышение привилегированного положения определенной социальной группы и с этой целью  поддерживает неравномерное распределение  нужды и подавление. В индустриальном обществе контроль  над индивидом осуществляется продолжительностью и содержанием труда, организацией досуга  (манипулирование  сознанием через СМИ и индустрию развлечений), материальными благами, внушением чувства вины и т.п. Особую роль играет репрессивная организация  сексуальности: Эрос ограничен подчинением  функции произведения потомства (моногамный брак,  табу  на перверсии) и десексуализацией тела (приоритет генитальности, превращение тела в инструмент труда). В западной цивилизации репрессивны все сферы культуры, включая такую "сопротивляющуюся" область, как философия  (разум  в философской традиции  агрессивен, завоевывает и упорядочивает мир, главенствует над чувственностью). По мнению Маркузе, данная стратегия культуры фатальна. Прогресс  цивилизации оборачивается увеличением подавления и организацией господства (иерархизация общества, господство представлено как рациональное и универсальное, власть приобретает черты безличности, увеличение отчуждения). Репрессивная цивилизация в основном питается энергией, отнятой у Эроса (сублимация) ; ослабляя инстинкт жизни, она тем самым усиливает и высвобождает деструктивные силы. Культура, основанная на подавлении, склонна к разрушению и агрессии и движется к самоуничтожению. В отличие от Фрейда Маркузе считает репрессию не сущностной чертой цивилизации, но характеристикой существующей, исторически преходящей формы принципа реальности (принципа производительности). На современном этапе развития общества сложились предпосылки для перехода к лучшему типу цивилизации: побеждена нужда,  высокий уровень развития науки и техники отменяет необходимость изнурительного труда, господство устарело и стало иррациональным. Чтобы избежать гибели, западная цивилизация должна стать нерепрессивной - ликвидировать прибавочное подавление при удовлетворении человеческих потребностей. В "Э.иЦ." Маркузе намечает основные контуры будущей модели культуры. На смену Прометею - символу  принципа производительности - придут культурные герои "нерепрессивного принципа реальности" - Орфей и Нарцисс; они гармонизируют отношения человека и природы, олицетворяют собой удовлетворение, игру, созерцание, радость, творчество и т.д.; в них примирены Эрос и Танатос, преодолена противоположность между субъектом и объектом. Фантазия и искусство  ("островки" принципа удовольствия в рамках репрессивной цивилизации, хранящие в себе память  о счастливом доисторическом прошлом) выражают "Великий Отказ" - протест  против угнетения и несвободы. По Маркузе, в нерепрессивной цивилизации будут примирены принцип реальности и принцип удовольствия; ее основа - нерепрессивная сублимация; в условиях преодоления нужды и уничтожения господства сексуальность  превратится в Эрос, труд станет свободной игрой человеческих способностей (либидозный труд); появится новая мораль  и установятся нерепрессивные общественные отношения.  Эрос будет многократно усилен и ослабит разрушительные силы. Средства перехода к новой культуре - освобождение Эроса (новая чувственность и сексуальная мораль как победа над агрессией и виновностью) и полное отчуждение  труда (автоматизированный труд освободит время  для самореализации личности). Движущую силу грядущей революции, которая способна осуществить Великий Отказ, Маркузе видит в людях, стоящих "вне системы" - маргиналах, протестующей молодежи, неангажированных интеллектуалах ("Политическое предисловие 1966 года"). А.В. Розум
Похожие на ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ слова / понятия:

ЭТНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
ЭВОЛЮЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ
КАПИТАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ
КАПИТАЛИСТ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ТРУДОВОЙ КОНТРАКТ
КАРПЕНТЕРА ЭФФЕКТ
КЛАССНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ
КЛАССОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
КЛАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
КЛИЕНТ И КЛИЕНТЕЛИЗМ