Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:



ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - (Frunk-ftirt School of Critical Theory) — "левые" мыслители и стиль  радикального социального подхода,  поддерживающие членов Франкфуртского института  социальных исследований, основанного в 1922 г.  Феликсом Веллем — богатым политологом, имеющим сильный уклон в сторону марксистского радикализма. Во время  эры нацизма  институт переехал в Нью-Йорк, вернувшись во Франкфурт в 1949 г., но в 1969 г.  был расформирован. Однако его влияние  сохраняется, что особенно проявилось в творчестве Юргена Хабермаса. Со школой формально были связаны многие ведущие левые теоретики, включая Теодора Адорно,  Вальтера Беньямина, Эриха Фромма, Макса Хор-кхаймера (руководителя института в 1931 — 1958 гг.) и Герберта Маркузе. Отличительный подход Франкфуртской школы критической теории — неомарксистская идея, опирающаяся как на западный позитивизм,  так и на марксистский сциентизм  и в то же время занимающая критическую позицию в отношении и западного капитализма,  и форм общества, созданного большевистским социализмом. К наиболее важным вкладам теоретиков этой школы относятся: (а) дискуссия  о соответствии непозитивистской эпистемологии социальным наукам;  (б) оценки  доминирующих структурных, а также культурных мирований капиталистических и социалистических обществ; (в) сочетание идей Маркса и Фрейда, в результате чего теория  Фрейда была радикализирована, а марксизм  пополнился более глубокой теорией личности. Такие особенности творчества членов школы были основаны прежде всего на возвращении к философским взглядам молодого Маркса и "ревизии" преобладавшей "официальной" советской интерпретации марксизма, которую франкфуртские теоретики считали экономистской и сверхдетерминистской. Несмотря на такие общие темы, отдельные теоретики проводили особые исследования, а весь коллектив  менял точку зрения на современное общество  в ответ на крупные политические и экономические изменения, в том числе возникновение фашизма  и затухание революционных движений на Западе.  Сначала члены института ожидали, что трансформация капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм  и фашизм приведет к социализму.  Позже настроение  некоторых, особенно Адорно и Хоркхаймера, стало пессимистичным. По их мнению, рабочий класс  превратился в управляемый новыми образцами массовой культуры и вряд ли способен разработать революционные модели сознания в будущем. Другие теоретики, особенно Маркузе, оставались более оптимистичными, выявляя источники революционного сознания вне традиционного пролетариата,  например, в этнических меньшинствах и студентах. Однако независимо от разницы во взглядах на перспективы революции все теоретики Франкфуртской школы продолжали исследовать общую тему: замена просветительских идеалов рациональности узкой и дегуманизирующей "технической рациональностью" , произошедшая и в западных капиталистических, и в советских марксистских формах  социальной организации. Это "извращение" поддерживают позитивистские и сциентистские формы социальной науки, а критическая теория  должна с ним бороться. Оценки работы школы дают М. Джей "Диалектическое воображение" (1973) и Д. Хелд "Введение в критическую теорию" (1980).
Похожие на ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ слова / понятия:

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ(ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ ДОХОД
ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (GENDER DIFFERENTIATION)
ГЕНЕРАТИВНЫЙ ПЕРИОД
ГЕНОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ