Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ(ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ:



ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ(ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ - (functional(ist) theory of social stratification) - рассмотрение происхождения и постоянства социальной стратификации с точки зрения ее вклада в человеческие общества. Теория  разрабатывается современными американскими функционалистскими социологами, особенно Дэвисом и Муром (1945). По Дэвису и Муру, социальная стратификация  возникает как институционализированная форма  и служит "механизмом, посредством которого общества гарантируют, что наиболее важные позиции занимают наиболее квалифицированные люди". К положениям, приносящим самое высокое вознаграждение и ранг,  относятся "наиболее важные для общества" и требующие "лучшего обучения или способностей". Взятые вместе, эти два фактора  взаимодействуют в определении точной формы отдельной системы стратификации. Общество  в ходе развития предъявляет свои специфические требования к системе социальной стратификации (например, от священников до специалистов в области высоких технологий), но они не устраняют социальную стратификацию. Критики (см. Тьюмин, 1953) функциональной(истской) теории подмечают в ней ряд слабых пунктов: (а) она не обеспечивает адекватного объяснения способа, которым различия в вознаграждении и статусе  возникают просто из действия власти. Относительно корреляции между доходом и образованием  имеются три компонента: превосходство в квалификации; социальное  происхождение  и/или социальные ценности;  прирожденные способности. Причем первый из них мог бы включать и два других, но только при наличии полностью конкурентных рынков труда,  которые обычно не являются таковыми в полной мере при таких факторах, как "приписывание" и культурный капитал,  зачастую определяющих доходы  и статус; (б) оценка  "функциональных потребностей" также внушает подозрения, ибо основана на расхожем аргументе: наиболее вознаграждаемые в обществе являются также самыми важными и дефицитными. Однако отсутствует доказательство их социальной незаменимости; (в) отсутствует объяснение,  почему стратификация  должна включать скорее дифференциальное финансовое вознаграждение или положение в статусной иерархии, чем более разнообразные различия в индивидуальном престиже.  Дэвис и Мур утверждают, что только "юмор  и развлечение", а также "чувство  собственного достоинства и преувеличенного Эго" могут служить мотивации социальных акторов. Следовательно, не приводятся доводы против возможности гораздо более равного общества (см. также Равенство) ; но не предложено адекватного подхода  к рассмотрению способа, которым социальная стратификация препятствует участию в образовании и достижении социальных целей. Дэвис и Мур предполагают наличие функционального несоответствия в чрезмерном внимании к роли приписывания в современных обществах. Однако они терпят неудачу в выявлении того, каким образом все системы социальной стратификации порождают такие предписывающие элементы.  Функционалисты пытаются отвечать на критику. Так, Дюркгейм доказывал, что нечто устанавливаемое в обществе, вероятно, будет выполнять необходимые функции. Однако, как он сам соглашался (особенно относительно типов общества, когда его эволюция  еще не завершена), для функциональной важности необходим независимый аргумент. Отсюда и довод против функционалистской теории социальной структуры — подобное независимое доказательство может появиться не скоро. Сказанное не означает, будто функциональный анализ  социальной стратификации в принципе  невозможен. Просто к нему следует относиться с большой осторожностью. См. также Функционалистское объяснение.
Похожие на ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ(ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ слова / понятия:

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ ДОХОД
ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (GENDER DIFFERENTIATION)
ГЕНЕРАТИВНЫЙ ПЕРИОД
ГЕНОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ
ГОСПОДСТВУЮЩИЙ КЛАСС
ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ В СОЦИОЛОГИИ