Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ:



СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ - (англ. interaction - взаимодействие)  - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа  социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики (в ее противопоставлении макросоциологическим проблемам)  для С.И. характерно подчеркивание процессуальной природы социального. В определенной мере это связано с влиянием  на конституирование С.И. идей прагматизма  (в том числе и инструментализма  Дьюи) и стремлением преодолеть жесткость и схематизм господствовавших бихевиористских концепций социального поведения. Однако, если различные концепции социальных ролей и теории социального обмена  (также решавшие сходные задачи)  пошли по пути анализа прежде всего функциональных и (или) институционализационных аспектов социальных взаимодействий, породив ряд идей, близких к классическому структурно-функциональному анализу в социологии, то С.И. выдвинул ряд неклассических идей, оказавшихся родственными некоторым положениям понимающей социологии (обращение  к внутренним структурам  личности, к культурной проблематике, к анализу языка,  к принципу  конструируемости социальной реальности и т.д.). В качестве предтечей С.И. называют Кули и Томаса . Так, Кули исходил в своих построениях из признания социальной природы человека  и утверждал примат первичных социальных групп для социализации и самоопределения индивида.  Он же, различая познание  вещей и личностей, акцентировал внимание на культуре и языке в их сигнификативной (знаковой) функции для понимания взаимодействия "Я" и "Другого" (наше отношение  к "Другому" детерминируется нашими представлениями о "Другом" - идеей личности - а не тем, чем он является на самом деле). Отсюда редукция общества Кули к взаимодействию личностей, понимание  этого взаимодействия как согласования "идей личности" и формулировка задачи социального познания как "воображения воображаемого". Не менее важны для С.И. оказались и идеи Томаса о предрасположенности (интенциональности), фиксируемой в установках  и ценностных ориентациях  индивидов к определенному поведению и о вероятности определенного поведения индивидов, задаваемой конституированием индивидами своих ситуаций в актах их оценки  (идея, близкая Дьюи). Отсюда так называемая "теорема Томаса": если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям (или: определение ситуации  как действительной делает ситуацию действительной). Однако основоположником С.И. в историко-социологической традиции  признаются не Кули и не Томас, а Дж.Г. Мид , несмотря на то, что сам он определял свою концепцию как "социальный бихевиоризм"  (термин  "С.И." введен его учеником Блумером - ) и что ряд аналогичных идей (в австрийский период его жизни) параллельно высказал Морено (даже в историко-социологической литературе этот круг его идей освещается достаточно редко, а акцентируется его социометрия) . Традиционно в С.И. выделяют Чикагскую (Блумер, Т. Шибутани и др.) и Айовскую (М. Кун и др.) школы. Однако версия М. Куна и его последователей ушла от процессуальной трактовки социальности, усвоила ряд позитивистских методологических установок, отказалась от рассмотрения "внутренней" структуры личности, сделав акцент на групповых нормах  и сблизившись, в конечном итоге, с теорией социальных ролей. Поэтому как более "аутентичную" следует признать традицию Блумера. В более поздних версиях (испытав "прививку" феноменологии Шюца - , прежде всего интегрировав в себя понятие  интерсубъективности) и эта линия С.И. перевернула исходное основание направления, обозначенное Дж.Г. Мидом: не социальное взаимодействие  стало рассматриваться как конституирующее социальность,  а социальность как конституирующая социальное  взаимодействие. В качестве самостоятельной версии С.И. может быть рассмотрен социодраматический подход  Гофмана , во многом близкий концепции социодрамы Морено. В некоторых исходных основаниях своих идей близок С.И. и Моррис . В любом случае исходное основание направления - изучение интеракций (взаимодействий) людей, в которых различаются непосредственный и символический их типы, причем безусловный приоритет в конституировании реальности (которая в С.И. "простраиваема", а не дана изначально) принадлежит второму типу. Символическая интеракция  определяется (Блумер) как действие  на основе значений, получаемых в интерпретациях.  Человек живет в мире значимостей, а не стимулов. Он действет, а не реагирует. По сути, смена систем устоявшихся (принятых) значений означает смену мира, в котором мы находимся. Значения нам предзаданы как определения (дефиниции), однако только их понимание задает нам горизонт видения и возможные векторы  действия. Это предполагает наше личное отнесение к значениям, их согласование с наличными ситуациями, что уже требует их переинтерпретации. Более того, эта переинтерпретация есть и переопределение ситуации действия, но одновременно и экстернализация новой дефиниции (требующей новой переинтерпретации и т.д.). Таким образом, в социальном взаимодействии мы имеем дело не с объектами, а с дефинициями объектов (т.е. с символами) и интерпретируем их в определенном языке (т.е. посредством символов). Символы,  следовательно, в С.И. суть модусы действия, а не средства передачи информации. Отсюда второй круг общих для различных версий С.И. (но различно ими решаемых) проблем - взаимоприспособление деятелей, обладающих множеством перспектив - видений (само действие есть переход из одной перспективы в другую), требующее переоценки старой перспективы - каждое новое будущее требует и нового прошлого. Взаимоприспособление обеспечивается тем, что люди: действуют в объединениях; производят "репетиции в воображении"; способны в рефлексии "отстраняться" от ситуации и осознавать себя как "отдельность", а в результате - "держать паузу" и превращать себя в объект  для самого себя; способны "принять роль  другого"; переопределяя ситуацию, "встраивать" себя в нее; закрепляют удачные действия; готовы отвечать на экспектации  (ожидания) других и т.д. Многообразие возможностей ("механизмов") взаимоприспособления обуславливает и разницу "ответов" в различных версиях С.И. Особую роль для понимания процессов конституирования социальной реальности играют разработанные Дж.Г. Мидом механизмы выработки представления об "обобщенном другом" (процедуры типизации) и задания социальных дистанций в результате взаимоприспособления. В общую рамку С.И. вписывается и ряд методологических идей, высказанных прежде всего Блумером и имевших принципиальное значение  для понимания природы социологического знания. Исследователь, согласно Блумеру, с необходимостью должен встраивать свои стратегии исследования в реальные социальные взаимодействия.  Тем самым эти стратегии не могут носить отражательного характера по отношению к некоторой эмпирической данности, а выступают, скорее, как формирующие социальность практики. В силу этого исследователь всегда находится как бы между двумя крайностями. Ему необходимо избегать ложных предположений о связи своих концептов с событиями постоянно переинтерпретирующегося реального мира, с одной стороны. Но с другой  стороны, ему постоянно необходимо помнить о своей "вписанности" в реальные ситуации. Отсюда процедура  "разведки-проверки", т.е. оценивания используемого понятийного аппарата на адекватность  описываемым процессам, акцент на индуктивных и поливариантных исследовательских стратегиях, установка на выявление скрытых пластов поведения. Эти идеи, предложенные внутри проекта  С.И., нашли свое продолжение в разработках социологии знания. В.Л. Абушенко
Похожие на СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ слова / понятия:

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
СИНДИКАЛИЗМ
СИНЕВОРОТНИЧКОВЫЙ РАБОЧИЙ
СИНКРЕТИЗМ
СИНТАГМА
СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКОЕ
СИНТАКСИС
СИНТЕТИЧЕСКОЕ
СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ
СИОНИЗМ