Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ:



СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ - - концепция  представителя северо-американской формальной традиции  К. Берка [маргинальная линия по отношению к "новой критике" (А. Ричардс, Дж. Рэнсом, А. Тейт, У. Уимсатт и др.), дополняющая первую антропологическим рассмотрением механизмов образования текста] . К. Берк репрезентирует значение  С.Д. в эссе "Язык  как символическое действие.  Очерки по жизни, литературе и методу"  (1966). С.Д. эксплицируется в цельности и связности анализа  следующей цепочки: а) специфика содержательной трактовки понятия "человек" , раскрывающаяся посредством С.Д. и касающаяся различий между специфически художественными и общими положениями чисто символической системы; б) анализ связи символического, несимволического или экстрасимволического контекста;  в) дефинитивное поле природы текста, связанное с феноменом "травмы". Тема человека представлена следующими вариациями: 1) как потребляющее, производящее и неправильно использующее символы  животное (параллель с анализом субъективности Фромма - ); 2) человек - источник негатива; 3) в качестве практикующего существа; 4) иерархичный человек; 5) человек как неудачное совершенствование, движение "назад". В определении человека Берк вслед за Э. Кассирером демонстрирует и саму линию "новой критики": от эпистемологии - "научности" к большей онтологии - "драматичности" (анализ на примере слова), база которой просматривается уже в схоластической традиции. Основным отличием человеческого начала от животного служит рефлексивный уровень символизации (выстраивание символической системы). Образец такого уровня существовал уже в метафизике Аристотеля в определении Бога как "мысли о мысли" ("thought of thought"). Еще одним примером служит гегелевская диалектика  духа. Благодаря рефлексии человек выстраивает отношения с внешним миром. Парадокс языка заключается в том, что человек подразумевает и оперирует понятиями, которых не существует (идеология  слов по отношению к субъекту). Символизм выступает в качестве парадоксального пути "единения" человека и реальности (вещей) на уровне сознания. Процесс  символизации протекает в модусе аффектированного поведения (проблемы социализации). Очевидно, что само символическое по преимуществу и является языком. Науку о С.Д. Берк называет логологией ("logology"). Подобное знание  концентрируется на анализе четырех оснований С.Д.: поэтики, логики, риторики, этики. Имманентность действия и механизмы образования символов в четырех вышеназванных формах  стягиваются в единое смысловое целое, формируя пространство  коммуникации между людьми (по преимуществу через языковые формы). "Я поступаю символически, в драматическом смысле, когда говорю эти предложения тебе, и ты тоже действуешь символически, поскольку изучаешь и оцениваешь их "смысл" или "значение". Таким образом, вопрос заключается в интерпретации сказанного (вторичное С.Д.). Соотношение социального и индивидуального Берк анализирует на примере трагедии Шекспира "Кориолан", утверждая жертвенность как главный соблазн в символической системе, согласно которому люди строили свои идеи, мечты и представления о взаимоотношениях с обществом.  Символическая природа понятий подразумевает значение слов не в лексическом контексте (как в словаре), а исходит из некоторой забывчивости контекста реальной ситуации (что является трагическим опытом или негативностью) . Вещи репрезентируют смысловую нагрузку слова (материализация  духа слова - соединение форм языка и групп мотивов. Основная точка зрения: ниоткуда возникает язык, а как из него возникает субъект и объект  в связи с так называемой "работой конструкции" в процессе взаимодействия (анализ "расположенности" А. Ричардса как конструктивного принципа  организации индивида  и социально-нормативных структур посредством функционирования "символического аппарата"). Необходимо учитывать различия и в теориях  Брукса и Берка по поводу интерпретации скрытого смысла или значения. Брукс утверждает в работе "Ересь Парафраза", что невозможно при помощи языка пересоздать контекст и вникнуть в действие  структуры. Под структурой понимаются логические, сюжетные и магистральные связи произведения. Оппозиция структуре - текстура - подразумевает включение в анализ мелких деталей, косвенных ассоциаций, из которых складывается смысл текста и качественность его восприятия. В противовес Бруксу, Берк определяет такую возможность, что позволит оценить в целом природу С.Д., хотя многие составляющие могут и не быть представлены в тексте. Формалистичность подхода  проявляется в прагматичности какой-либо модели или конструкции (соотношение ассоциативных элементов). Задача формального критика (интерпретатора текста) состоит в выявлении соответствия смысла произведения независимо от того, что делает или намеревается сделать автор. В результате анализа С.Д. была раскрыта логика  перехода от частной проблемы цельности и связности поэтического текста к предельно широкому пониманию феномена художественного текста как: 1) знаковой системы, в которой значимость каждого элемента  зависит от его соотнесенности со всеми остальными и действует нелинейная логика ее композиции; 2) принципа индивидуации (телесности, где телом  является сам язык), индивидуальной модели порождения высказывания; 3) формы коммуникации;  4) универсального модуса восприятия человеком мира, определяемого включенностью индивида в социальные структуры. В этом переходе природа текста и связывается с феноменом "травмы", трактуемой как фундаментальный антропологический опыт (Ф. Ницше, К. Берк). Понятие  травмы как порождающего принципа текста становится одним из центральных объектов постструктуралистской рефлексии, развиваясь в терминах "нехватки" (Ж. Лакан), травматического "архаического графизма", "письменности на телах" (Ж. Делез, Ф. Гваттари), "опасного дополнения" (Ж. Деррида) и замещая различные варианты структуралистских текстовых грамматик, обозначая теоретический потенциал  постструктуралистских течений. Е.В. Матусевич
Похожие на СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ слова / понятия:

СИНДИКАЛИЗМ
СИНЕВОРОТНИЧКОВЫЙ РАБОЧИЙ
СИНКРЕТИЗМ
СИНТАГМА
СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКОЕ
СИНТАКСИС
СИНТЕТИЧЕСКОЕ
СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ
СИОНИЗМ
СИСТАКТ