Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЭПИКУР:



ЭПИКУР - (341-270 до н. э.) - древнегреч. философ-материалист, создатель эпикуреизма, индивидуалистической этики, к-рая является развитием эвдемонизма Демокрита. Основал школу в Афинах под названием «Сад Эпикура» (ок. 307), на вратах к-рой была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо: здесь высшее благо - наслаждение». Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Э. усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать страдания. Добродетель выступает для Э. лишь средством для достижения блаженства - высшей цели нравственной жизни. Этика Э. основана на гедонизме, однако, подчеркивая чувственную природу наслаждения, он отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным плотским удовольствиям, а тем, к-рые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства. Высшее благо - счастье достигается, по Э., мудростью, к-рая учит жить сообразно с постигаемой разумом природой, душевным спокойствием, получаемым в результате отказа от суетных желаний, и дружбой, объединяющей единомышленников. Телесные удовольствия Э. одобрял лишь при условии разумного их направления, признавал только те, к-рые вызываются естественной необходимостью. При этом он придавал значение не столько наличию удовольствий, сколько отсутствию страданий от неумеренности. Отсюда его учение об атараксии -невозмутимом состоянии духа, когда человек освобождается от своих страстей и влечений и достигает т. обр. высшего блаженства. По-настоящему счастлив лишь мудрец, к-рый высоким состоянием духа побеждает все страдания и живет без внутренних противоречий. Жизнь Э. - пример соединения поведения и принципов, им проповедуемых, В школе Э. господствовало правило: делай так, будто на тебя смотрит сам учитель. Демократизм этики Э. основан на том, что все наставления ее доступны каждому человеку. Не случайно среди учеников Э. были даже женщины и рабы. Классики марксизма считали Э. «подлинным радикальным просветителем древности...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 127). Осн. соч.: «Главные мысли», «Письмо к Meнойкею».
Похожие на ЭПИКУР слова / понятия:

ЭПИКУР (341—270 ДО Н. Э.)
ЭПИКУРЕИЗМ
ЭПИКУРЕЙЦЫ
ЭПИКУРЕЙЦЫ, СТОИКИ. ВТОРАЯ СОФИСТИКА
ЭПИМЕТЕЙ
ЭПИМСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИНОЙА
ЭПИСИЛЛОГИЗМ
ЭПИСТЕМА
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ