Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА:



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - - наиболее распространенное название направления в совр. буржуазной философии морали, начавшего формироваться с середины 70-х гг. в связи с осмыслением причин и последствий экологического кризиса, а также поиском социально-приемлемых способов его разрешения. Представлено теоретиками различной мировоззренческой ориентации (Д. Козловский, Т. Киефер, Д. Пирс, Я. -Тинберген, М. Зибнер и др.), обеспокоенными негативными последствиями воздействия человека на среду обитания, ставящими под ,,сомнение возможность дальнейшего" поступательного движения человеческой цивилизации, сохранения окружающей среды, выживания людей как биологических существ. Возникновение Э. э. свидетельствует об определенных сдвигах, происходящих в сознании значительной части западных ученых, первоначально рассматривавших совр. глобальные проблемы лишь через призму физических «внешних пределов роста» (исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, роет народонаселения на планете); но постепенно пришедших к пониманию того, что кризисные процессы тесно связаны с этическими, социальными и политическими проблемами, стоящими перед человечеством. В отличие от теоретиков, акцентирующих внимание на социально-экономических и политических аспектах глобальных проблем и экологического кризиса, представители Э. э. сосредоточиваются на морально-этической проблематике, отмечая глубокий разрыв между экологическим и этическим развитием, в то время как, по их мнению, имеется тесная связь между «образами будущего» и этикой. Обсуждение глобальных проблем в отрыве от моральных императивов, этических ценностей и нравственных ориентации представляется им бесперспективным; Многие из них полагают, что экологический кризис - следствие неправильной ценностной ориентации, к-рой руководствуется человек в своей практической деятельности по преобразованию природного мира. Представителей Э. э. объединяет убеждение, что совр. экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе к-рого должна лежать этика, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь между человеком и природой (Отношение к природе). Эту этику называют по-разному: «новая этика» (Г. и М, Мише), «глобальная этика» (Я. Тинберген), «новый международный моральный порядок» (Э. Ласло); мн. же предпочитают называть ее «Э. э.» (Г. Киефер, Д. Козловский и др.), апеллируя к таким «экологическим ценностям», - как выживание, обеспечение безопасности, удовлетворение потребностей людей, связанных с поддержанием их жизнедеятельности (продукты питания, одежда, жилье), повышение «качества жизни» и т. д. Однако обращение представителей Э. э. к этическим проблемам не идет дальше нравственной проповеди, - нацеленном на пробуждение экологического сознания людей, но не соотнесенной с их реальным моральным опытом. Раскрытие Нравственных проблем природопользования важно, поскольку позволяет понять сущность отношений между общественным человеком и природой и осознать истоки противоречий, возникающих между человеком и средой его обитания. Но осмысление этого вне связи с конкретно-историческими формами организации жизнедеятельности людей не только не способствует реальному разрешению экологических проблем, особенно остро дающих себя знать в условиях государственно - монополистического капитализма, но и ведет к неправомерному отождествлению кризиса этических корм и жизненных ориентации, характерного для совр. буржуазной культуры, с кризисом нравственных ценностей человеческой цивилизаций как таковой. Идеи Э. э. развиваются в работах Д, Козловского «Экологическая и эволюционная этика» (1974), Г. Киефера «Биоэтика» (1979)» вредставителей Римского клуба и др. западных ученых.
Похожие на ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА слова / понятия:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЭКОЛОГИЯ ЭТНОСОВ
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУР
ЭКОНОЛОГИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА