Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЧЖАН ЦЗАЙ (1020—78):



ЧЖАН ЦЗАЙ (1020—78) - —один из основоположников неоконфуцианства. Согласно учению Ч. Ц., все существующее в мире образуется из первоматерии — ци, к-рая обладает свойством движения и покоя. Природа — это “корень”, а разум является ее порождением. Первосостояние ци Ч. Ц. называл “великой пустотой”. Первоматерия рассеивается в “великой пустоте”, а ее скопление подобно превращению воды в лед. Скопление и рассеивание ци определяет рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое значение в философии Ч. Ц. отводилось понятию “дао” (“путь”), к-рым обозначался процесс изменений и превращений ци. Движение и изменения первоматерии основаны на взаимодействии двух крайних противоположностей: положительного — ян и отрицательного — инь (Инь и ян). Их единство и есть дао, к-рое Ч. Ц. определял также как “великую гармонию”. Движение в природе не носит хаотического характера, оно определяется законом (ли), присущим самой первоматерии ци. Закон не зависит от воли людей. В своей теории познания Ч. Ц. не был последовательным. Хотя, с его т. зр., ощущения являются источником познания и через них человек устанавливает связь с внешним миром, однако познание дао не основано на чувственном восприятии. Учение Ч. Ц. получило широкое развитие у последующих представителей неоконфуцианской школы.
Похожие на ЧЖАН ЦЗАЙ (1020—78) слова / понятия:

ЧЖОУ ДУНЬИ
ЧЖУ СИ (1130—1200)
ЧЖУ СИ
ЧЖУАН-ЦЗЫ, ЧЖУАН ЧЖОУ
ЦИ, ИЛИ ЮАНЬЦИ
ЦИЦЕРОН (CICERO) МАРК ТУЛЛИЙ
ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ (106—43 ДО Н. Э.)
ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
ЦИЕН (ZIEHEN) ТЕОДОР
ЦИГЛЕР ЛЕОПОЛЬД (ZIEGLER)