Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

СВОБОДА ВОЛИ:



СВОБОДА ВОЛИ - — понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до- или посткантовские теории) термин «С.в.» можно рассматривать как историко-философскую метафору: ее содержание значительно шире возможного нормативного значения термина, в котором акцентируется смысл «свобода», а «воля» легко заменяется «решением», «выбором» и т.п. эквивалентами. Однако на протяжении многих веков содержательное «ядро» метафоры демонстрирует высокую степень инвариантности основных проблем: что такое моральное действие? подразумевает ли оно в м е -н и м о с т ь С.в.? Иными словами, д о л ж н а ли быть возможна моральная автономия (как условие моральности и как способность к порождению внепри-родной причинности) и каковы ее пределы, т.е. как соотносится природный (божественный) детерминизме интеллектуально-нравственной свободой субъекта? В истории философии можно выделить два основных способа дедукции понятия о С.в. Первый (его придерживались Аристотель, Фома Аквинский и Г.В.Ф. Гегель) сводится к аналитической дедукции понятия о С.в. из самого понятия воли как способности разума к самоопределению, к порождению особой причинности. Второй способ (прослеживается от Платона и стоиков через Августина и ббльшую часть схоластов к Канту) — постулирование С.в. как независимости от внешней (природной или божественной) причинности и в силу этого как способности к самоопределению. Для второго способа существуют и две разновидности обоснования. Во-первых, теодицея (известная со времен Платона и нашедшая завершение у Г.В. Лейбница), где С.в. постулируется для доказательства невиновности божества в мировом зле. Во-вторых, противоположный по исходной посылке (отрицание всякой теодицеи), но сходный по принципу кантовский способ доказательства, где С.в. постулируется морально-законодательствующим разумом. Эти две разновидности доказательства сходны в том смысле, что не зависят от содержательного определения воли: довольно допущения некоей величины, которая обеспечивает формальную корректность «уравнений морали». Именно поэтому «С.в.» эквивалентна здесь «свободе выбора», «решения» и т.д. О Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 2000; Vervieyen J. Das Problem der Willensfreiheit in der Scholastik. Heidelberg, 1909; Clark M.T. Augustine. Philosopher of Freedom. A Study in Comparative Philosophy. New York, 1958; Adkins A. Merit and Responsibility. A Study in Greek Values. Oxford, 1960; Dihle A. Die goldene Regel. Eine Einfuhrung in die Geschichte der antiken und fruchristlichen Vulgarethik. Gottingen, 1962; Ho/I J. Historische und systemati-sche Untersuchungen zum Bedingungsverhaltnis von Freiheit und ferantwortlichkeit. KOnigstein, 1980.
Похожие на СВОБОДА ВОЛИ слова / понятия:

СВОБОДА ВОЛИ = СВОБОДА ВЫБОРА
СВОЙСТВО ДОПОЛНЯТЬ ДО ЦЕЛОГО
СХЕМА
СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПОНЯТИЕ СХОЛАСТИЧЕСКОГО МЕТОДА
СХОЛАСТИКА И ИДЕАЛ ЗНАНИЯ
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ
УКРАДЕННЫЙ ОБЪЕКТ
УМОЗРИТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ