Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН : ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ:



ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН : ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ - Людвиг Витгенштейн (1989—1951) — один из самых оригинальных и влиятельных мыслителей XX столетия, в творчестве которого соединились идеи зародившейся в Англии аналитической философии и континентальной, прежде всего немецкой мысли (Кант, Шопенгауэр и др.). В его трудах заметно влияние античной классики (Платон, софисты), философии жизни (Ницше), прагматизма (Джеме) и др. Вместе с тем о" — самобытный мыслитель, органично соединивший две характерных черты философии XX в.: интерес к языку и поиск смысла, сути философствования. В становлении Витгенштейна-философа самое близкое участие приняли Б. Рассел и Дж. Э. Мур. В аналитической философии ему суждено было занять особое место, стать центральной фигурой, без которой уже трудно представить общую панораму этого движения и современный облик мирового философского процесса в целом. — Что же привело Витгенштейна в философию? Родиной и духовным домом Л. Витгенштейна была Австрия (Вена). Он знал и ценил австрийскую культуру, был очень музыкален, испытал духовное влияние творчества Ф.М.Достоевского и религиозно-философского учения Л.Толстого. После смерти отца (1913) — основателя и магната сталелитейной промышленности Австрии — Людвиг отказался от богатого наследства и зарабатывал на жизнь собственным трудом, сведя материальные потребности к минимуму. Уже сложившимся философом он учительствовал в сельских школах; в середине 30-х годов готов был переехать в Советский Союз для работы фельдшером на крайнем Севере; в годы второй мировой войны служил санитаром в лондонском госпитале, а затем в медицинской лаборатории в Ньюкасле. Но главным делом жизни все-таки стала философия. С философией Витгенштейн познакомился с юности, но посвящать себя ей не помышлял. Он уже успешно завершал инженерное образование в Техническом университете Манчестера. Но при решении сложных расчетных задач в области самолетостроения его увлекла сама математика, ее логические и философские проблемы. Наиболее авторитетными исследователями этих проблем тогда были Фреге и Рассел. Начинающего инженера захватила расселовская работа "Принципы математики" (1903), и он решил целиком посвятить себя логике. В 1911 г. Витгенштейн, по совету Фреге, решил пройти школу логики и философии математики у Рассела. Так формирование, а позже и работа Витгенштейна-философа оказались связанными с колыбелью аналитической философии — Кембриджем. Здесь он прошел недолгое, но плодотворное ученичество у Рассела и, отталкиваясь от его идей, создал собственную логико-философскую концепцию, оказавшую затем влияние на самого учителя, его доктрину логического атомизма. Рассел высоко оценил ученика, находя в нем ярко выраженные черты гения. Результатом их сотрудничества стал "Логико-философский трактат" Витгенштейна (1921). Этот труд, начатый еще в период учебы в Кембридже, автор завершал в необычных условиях. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, воевал (на стороне Австрии), а в конце почти год провел в итальянском плену. Оттуда рукопись работы была передана Расселу, которому главные свои позиции Витгенштейн разъяснил еще до ухода на фронт.31 Оттолкнувшись от мыслей Фреге и Рассела, Витгенштейн проявил в этой работе такую самостоятельность, что многое в ней ему пришлось терпеливо разъяснять Расселу в письмах и при встречах. Более того, получив от него текст предисловия к "Трактату", автор вынужден был с горечью признать: тот, на чье понимание он так надеялся, не схватил сути его работы. Труд был опубликован в 1921 г. и вызвал большой резонанс, стал предметом дискуссий. Однако сам Витгенштейн не принял в них участия. После войны Витгенштейн работал учителем начальных школ в горных селах Австрии, какое-то время служил садовником в монастыре, проектировал и строил особняк (для сестры) и др. Во второй половине 20-х годов с ним встречались и обсуждали философские проблемы участники Венского кружка, развивавшие в это время учение логического позитивизма. Для венских позитивистов труд их соотечественника (вместе с логическим учением Рассела) стал программным, хотя, как выяснилось позже, они не уяснили как следует позиций автора. Дискуссии с Витгенштейном оказали серьезное влияние на эволюцию доктрины Венского кружка, о чем свидетельствует, в частности, ученик, издатель и знаток наследия Витгенштейна Г.Х. фон Вригт. Только в конце 20-х годов Витгенштейн возвращается к активной философской деятельности. В 1929 г. его приглашают в Кембридж. При поддержке Б.Рассела и Дж.Мура он защищает диссертацию и приступает к преподаванию философии в Тринити-колледже. Здесь, во второй кембриджский период творчества, Витгенштенйн пересматривает свои позиции, развивает концепцию, существенно отличающуюся от прежней. Его "Трактат" к этому времени уже обрел самостоятельную жизнь и влияние, был признан классической работой по аналитической философии. Первой публикацией новых идей философа стал ротапринт двух его лекционных курсов, записанных студентами в 1933—1935 гг. ("Голубая и коричневая книги"). Изложенные в них мысли Витгенштейн развивал всю оставшуюся жизнь. Скончался он в Кембридже в 1951 г., передав незадолго до кончины свое рукописное наследие самым близким ему по духу и преданным ученикам. Два периода творчества, две концепции. В философском творчестве Витгенштейна выделяются два периода — ранний (1912—1918) и поздний (1929—1951), связанные с созданием двух концепций-антиподов. Первая из них представлена в "Логико-философском трактате", вторая наиболее полно развернута в "Философских исследованиях" (1953). Тексты философа необычны по форме: они составлены из кратких пронумерованных мыслей-фрагментов. В "Трактате" это строго продуманная череда афоризмов, в отличие от "Исследований", выполненных совсем в ином ключе, — как собрание "эскизных" заметок, не подчиненных четкой логической последовательности. С "Трактатом" перекликаются и помогают его понять письма Витгенштейна Расселу (1974), его "Дневники 1914-1916" (1961), "Лекция по этике" и другие материалы. К главному труду "позднего" Витгенштейна, кроме предваряющих его "Голубой и коричневой книг" (1958), примыкают "Замечания по основаниям математики"(1956), "О достоверности"(1969), "Культура и ценность" (1980) и другие работы. Произведения второго периода издаются лишь после смерти Витгенштейна. "Философские исследования" были подготовлены к изданию самим автором. Для других публикаций материал извлекался из рукописей философа уже без его участия. Созданные в разное время, с разных позиций, две концепции Витгенштейна "полярны" и вместе с тем не чужеродны друг другу. В обеих раскрывается принципиальная связь философских проблем с глубинными механизмами, концептуальными схемами языка. Развивая первый подход, Витгенштейн продолжал дело Фреге и Рассела. Вторая, альтернативная программа чем-то скорее напоминала поиски Мура. "Ранняя" и "поздняя" концепции Витгенштейна — это как бы "предельные" варианты единого философского поиска, длившегося всю жизнь. Чего же искал философ? — Если попытаться ответить одним словом, то можно сказать: Ясности. Девиз автора "Логико-философского трактата": "Все, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, о том же, что высказыванию не поддается, следует молчать". Поиск ясности предполагал умение обнажать мысль, снимать с нее маски языка, обходить сбивающие с толку языковые ловушки, а уж коль скоро мы попали в какую-то из них, то умение выбраться из нее. Помогать выпутываться из парадоксов и иных концептуальных тупиков (или иронично: "показать мухе выход из мухоловки") — вот в чем Витгенштейн видел миссию философа. С этой точки зрения две его концепции нацелены на решение единой задачи — формирование способов, навыков, корректного (проясненного) соотнесения двух "миров" — вербального (речевого) разумения и реалий мира (событий, вещей и — форм жизни, действий людей). Разнятся же два подхода методами прояснения. В одном случае это искусственно строгие процедуры логического анализа, в другом — изощренные приемы лингвистического анализа — "высвечивания" варьируемых функций, способов применения языка, каков он есть, в различных ситуациях, контекстах его действия.
Похожие на ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН : ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ слова / понятия:

ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1792—1856)
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ (АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ, ФОРМАЛЬНАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ, ДВУЗНАЧНАЯ)
ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ
ЛОГИКА ИНТУИТИВНАЯ
ЛОГИКА КАК ОСНОВА ОНТОЛОГИИ. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ БЫТИЯ
ЛОГИКА МОДАЛЬНАЯ
ЛОГИКА МОРАЛЬНОГО ЯЗЫКА
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ