Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЛОГИКА ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ:



ЛОГИКА ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ - (от греч. episteme - знание) - раздел модальной логики, исследующий логические связи высказываний, включающих такие понятия, как "полагает" ("убежден"), "сомневается", "отвергает", "знает", "доказуемо", "неразрешимо", "опровержимо" т. п. Знание отличается от убеждения, или веры: знание всегда истинно, убеждение же может быть как истинным, так и ложным. Этому различию соответствует различие между двумя вариантами Л. э.: логикой знания и логикой убеждений. Каждая из этих "логик" слагается из логических систем, различающихся не только законами, но и исходными понятиями. Иногда к Л. э. относят лишь логику убеждений. Одна из первых логик знания была сформулирована австрийским математиком и логиком К. Гёделем (1906-1978). Исходным термином ее является "доказуемо"; в числе ее законов положения: - если высказывание доказуемо, оно истинно (доказать можно только истину, доказательств лжи не существует); - логические следствия доказуемого также являются доказуемыми; - если нечто доказуемо, то доказуемо, что оно доказуемо; - логическое противоречие недоказуемо и т. п. Другим примером логики знания может служить логика истины, устанавливающая такие законы, как: - если высказывание истинно, то неверно, что его отрицание также истинно ("Если истинно, что Земля вращается, то неверно, что истинно, будто она не вращается"); - конъюнкция истинна, если и только если оба входящих в нее высказывания истинны ("Истинно, что холодно и идет снег, только если истинно, что холодно, и истинно, что идет снег"), и т. п. В логике убеждений в качестве исходного обычно принимается понятие "полагает" ("убежден", "верит"), через него определяются понятия "сомневается" и "отвергает": - субъект сомневается в чем-то, если только он не убежден ни в этом, ни в противоположном; - субъект отвергает нечто, если только он убежден в противоположном. Среди законов логики убеждений положения: - субъект полагает, что первое и второе, если и только если он полагает, что первое, и полагает, что второе ("Субъект верит, что Марс - планета и что Луна - планета, только если он верит, что Марс - планета, и верит, что Луна - планета"); - нельзя одновременно верить и сомневаться, быть убежденным и отвергать, сомневаться и отвергать; - субъект или убежден, что дело обстоит так-то, или сомневается в этом, или отвергает это ("Субъект или убежден, что Венера - звезда, или сомневается в этом, или отвергает это"); - невозможно быть убежденным одновременно в ч.-л. и в противоположном ("Нельзя верить как в то, что астрология наука, так и в то, что она не является наукой") и т. п. Для понятий "знает", "истинно", "доказуемо" верно, что логические следствия известного также известны, истинного - истинны, доказуемого - доказуемы. Аналогичный принцип для понятия "убежден", кажущийся противоинтуитивным, получил название парадокса логического всеведения. Он утверждает, что человек убежден во всех логических следствиях, вытекающих из принимаемых им положений. Напр., если человек уверен в пяти постулатах геометрии Евклида, то, значит, принимает и всю эту геометрию, поскольку она вытекает из них. Но это не так. Соглашаясь с постулатами, человек может не знать доказательства теоремы Пифагора и потому сомневаться в том, что она верна. Л.э. находит интересные приложения в теории познания и в методологии науки, в лингвистике, психологии и др.
Похожие на ЛОГИКА ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ слова / понятия:

ЛОГИКА КЛАССИЧЕСКАЯ
ЛОГИКА КЛАССОВ
ЛОГИКА КОМБИНАТОРНАЯ
ЛОГИКА КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ
ЛОГИКА МНОГОЗНАЧНАЯ
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ИЛИ ЛОГИКА НАУКИ
ЛОГИКА НЕКЛАССИЧЕСКАЯ
ЛОГИКА НОРМ
ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ
ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ, ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА, ТЕОРИЯ КВАНТИФИКАЦИИ, КВАНТОРНАЯ ЛОГИКА