Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЛЕЙБНИЦ (LEIBNIZ) ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ:



ЛЕЙБНИЦ (LEIBNIZ) ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ - (род. 1 июня 1646, Лейпциг - ум. 14 нояб. 1716, Ганновер) - нем. философ, физик, математик, историк и дипломат; один из самых универсальных и плодотворных ученых 17 в. Сначала находился под влиянием своих учителей - Якоба Томазия (Лейпциг) и Эргарда Вейгеля (Йена), позднее - канцлера майнцского курфюрста Иоганна Христиана фон Бойнебурга (перешедшего в др. веру); при нем (1667-1674) Лейбниц состоял на службе у майнцского курфюрста (отсюда его постоянные усилия по установлению соглашения между протестант, и католич. церковью), тогда же (в 1672-1676 - в Париже, в 1673 - в Лондоне), устанавливая связи с учеными, Лейбниц заложил основания Академии наук в Берлине (1700; действуя здесь гл. о. через королеву Софью Шарлотту Прусскую), Вене и Петербурге (1711). В 1676-1716 находился на службе в Ганновере, будучи с 1696 политическим советником по внешним делам (в 1683 вышло его соч., направленное против Людовика XIV, - "Mars christianissimus") и историографом дома Вельфов, которые так и не оценили по заслугам его сорокалетней, испытанной в самых конфиденциальных миссиях службы. "Его жизнь протекала в неутомимой деятельности, но эта деятельность не была целеустремленной, а жизнь его была "монадической", уединенной, вне сложившегося круга профессуры; однако Лейбниц всегда был живо связан со многими исследователями. Так случилось, что он писал свои работы только по какому-либо определенному поводу - немногие резюмирующие наброски и бесчисленные письма. Далеко не все из того, что им хранилось в Ганновере, было опубликовано" (Г. Крюгер). Период до 1680 в жизни Лейбница был периодом его освобождения от неосхоластики; до этого времени он занимался политикой, теологией, естественными науками и математикой. Только после 1680 он выступает и со своими философскими работами и мыслями, облеченными в форму писем и журнальных статей; вышедшая при его жизни "Теодицея" ("Theodizee"), объясняющая и защищающая этот мир как лучший из возможных и Бога как его творца, представляет собой, по сути дела, теологию (естественную); философское соч. "Новый опыт о человеческом разуме" ("Neuere Versuche ьber den menschlichen Verstand") появилось в печати только после смерти Лейбница (1765, окончено 1704). Взгляды Лейбница не раз претерпевали изменения, но они шли в направлении создания законченной системы, примиряющей противоречия, стремящейся учесть все детали действительности, - как наглядной, так и абстрактной, - системы, которую Лейбниц, конечно, представлял лишь фрагментарно. Осн. мысли Лейбница: 1) разумная соразмерность и божественная связанность Вселенной; 2) значительность индивидуального, личного в этой Вселенной; 3) гармоничность Вселенной в целом и в индивидуальном; 4) количественно и качественно бесконечное многообразие Вселенной; 5) динамичность осн. состояния Вселенной. Исходя из схоластического учения о всеобщей метафизической сущности (formae substantiates), Лейбниц поднимается до принципа наличия творческого мышления у индивидуальных субстанций. Математический метод здесь казался ему вполне достаточным, пока он не уяснил себе его ограниченность. В тесной связи с учением Декарта о ясном и отчетливом познании, или мышлении, нерешенными проблемами которого он занимался, Лейбниц развивает аналитическую теорию о мыслящем, или познающем, сознании. В области естественнонаучной он отходит от механики и подходит к энергетике (здесь сыграли роль результаты наблюдений с помощью микроскопа жизненных процессов, протекающих в организме). С др. стороны, он дошел до различения абстрактных истин и истинности фактов. Наиболее знаменито учение Лейбница о монадах (монадология); монадами он называет простые телесные, душевные, более или менее сознательные субстанции; их действующие силы заключаются в представлениях. Различие монад состоит в различии их представлений. Бог есть первомонада, все др. монады - ее излучения. То, что нам кажется телом, в действительности есть совокупность монад. Душа - тоже монада. Минералы и растения - как бы спящие монады с бессознательными представлениями; души животных обладают ощущениями и памятью; человеческие души способны к ясным и отчетливым представлениям, Бог же обладает исключительно адекватными, т.е. наиболее осознанными и наиболее объективными, представлениями. Ход представления каждой монады замкнут в самом себе; ничто из нее не выходит и ничто не входит в нее. Учение Лейбница о монадах дополняется его учением о "предустановленной гармонии". Согласно ему, Бог создал все субстанции т. о., что, следуя с полной самостоятельностью закону своего внутреннего развития, каждая из них одновременно в каждое мгновение находится в точном соответствии со всеми другими. И учение о монадах, и учение о предустановленной гармонии имеют значение, по Лейбницу, для всех существ телесного, душевного и духовного склада - как для них самих, так и для их отношений между собой, в частности для соотношения тела, души и духа внутри человеческой личности. Кроме школы Лейбница - Вольфа, он оказал влияние также на Гердера, Гёте, Шиллера и нем. идеализм, а позднее - на Гербарта и Лотце. Печатные издания его трудов: Соч. в 7 тт., 1890; Соч., в 5 тт., 19041916; Соч. в 40 тт., 7 сериях, с 1923; в 1949 издана "Protogaca"; в 1950-1952 "Allgemeiner, politischer und historischer Briefwechsel"; "Textes inedites d&apres les manuscripts de la bibliotheque de Hanovere", 1948; Избр. соч., 1949. С 1926 существует Лейбницевское общество (местопребывание - Берлин, Академия наук); в 1928 основан Архив Лейбница.
Похожие на ЛЕЙБНИЦ (LEIBNIZ) ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ слова / понятия:

ЛЕЙНГ (LAING) РОНАЛЬД (1927-1989)
ЛЕЙВ (LEEUW) ГЕРАРД ВАН ДЕР
ЛЕККИ (LECKY) УИЛЬЯМ ЭДУАРД ГАРТПОЛЬ
ЛЕМ (LEM) СТАНИСЛАВ (Р. 1921)
ЛЕМУРИЯ
ЛЕНЬ
ЛЕНЧИЦКИЙ МИКОЛАЙ (15 74-1653)
ЛЕНЦМАН ЯКОВ АБРАМОВИЧ
ЛЕНИН (НАСТ. ФАМ. УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924)