Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

КАНТ (KANT) ИММАНУИЛ:



КАНТ (KANT) ИММАНУИЛ - (1724-1804) - родоначальник нем. классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. Несмотря на идеалистическое понимание природы морали, К. мн. сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета этики, в т. ч. для преодоления натурализма в этике и разграничения областей исследования этики и психологии. В общем виде К. определил мораль как область человеческой свободы в отличие от сферы внешней необходимости и природной причинности, что не выходило еще за рамки традиционного взгляда идеалистической этики и трактовало мораль весьма расплывчато. Более конкретно мораль, по К., есть область должного (Требование моральное), к-рое в нравственности имеет всеобщий характер (Категорический императив. Равенство). Это, хотя в принципе и правильное, определение не основывалось у К. на понимании социальной природы морали, а потому не вскрывало специфического характера причинности в морали, вело к противопоставлению долженствования и социально-исторической необходимости, должного и сущего Отсюда скептическая оценка К. движущих сил исторического прогресса (людьми движут, считал он, чаще всего аморальные мотивы) и его представление о том, что моральный идеал достигается лишь в потустороннем «мире целей». В противоположность широко принятой т. зр., согласно к-рой благо и добро логически предшествуют понятию должного и определяют его, К. считал долг основополагающим понятием этики и определяющим понятие добра (добро есть то, что соответствует должному). Критика К. гедонизма и эвдемонизма была справедливой в той мере, в какой это не противоречило логике морального сознания. Но отсюда К. сделал неправильный вывод, что нравственность находится вне всякой целесообразности, не служит удовлетворению социально-исторических потребностей и интересов человека. Т. обр, получалось, что человек должен исполнять свой долг ради самого долга. Это было выражением т. зр. ригоризма и формализма в морали. К. подверг критике нравственного чувства теории, однако и сам при этом считал, что в исполнении требований нравственности главное заключается в «доброй воле», в мотиве подчинения долгу, а не в совершении практических действий (Моральной доброты теория) «Эта добрая воля Канта вполне соответствует бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров...» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 3, с. 182). Идеалистическими сторонами этики К. являются также его представление об априорности морального сознания, допущение бессмертия души и существования бога как гаранта справедливого воздаяния людям за их моральную деятельность в земной жизни. Последний момент в этике К. (как и нравственный ригоризм) тесно связан с его религиозно-протестантскими убеждениями Этика К. оказала значительное влияние на совр. буржуазную философию морали, в особенности на экзистенциализм и интуитивизм. Отдавая должное теоретическим заслугам К. в разработке мн этических проблем, марксистская этика вместе с тем отвергает идеалистические и формалистические положения в его учении, в особенности те, к-рые послужили впоследствии идейной базой реформизма и оппортунизма в рабочем движении (Этический социализм). Осн. этические соч. - «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Религия в пределах только разума» (1793), «Метафизика нравов» (1797)
Похожие на КАНТ (KANT) ИММАНУИЛ слова / понятия:

КАРАНА
КАРТЕЗИЙ
КАТЕХОН
КАУТСКИЙ КАРЛ (1854—1938)
КАУТСКИЙ (KAUTSKY) КАРЛ
КЬЕРКЕГОР (КИРКЕГОР) (KIERKEGAARD) СЕРЕН
КЕРОС
КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
КЛАССИЧЕСКОЕ, НЕКЛАССИЧЕСКОЕ, ПОСТКЛАССИЧЕСКОЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК