Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

БЕРГСОН (BERGSON) АНРИ:



БЕРГСОН (BERGSON) АНРИ - (1859-1941) - франц. философ. Проф. Коллеж де Франс (1900-1914); член Франц. академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). Б. продолжил традицию франц. спиритуализма XIX в. Он поставил задачу создания "позитивной метафизики", преодолевающей односторонность как механистических, позитивистских способов философского исследования, так и умозрительность и спекулятивность традиционной рационалистской метафизики. Основное требование "позитивной метафизики" - опора на непосредственный опыт, с помощью которого постигается абсолютное. В метафизике, по Б., имеются два центральных момента: истинное, конкретное время (длительность) и постигающая его интуиция как подлинный философский метод. В работе "Непосредственные данные сознания" (1889) длительность понимается как основа всех сознательных, душевных процессов. Длительность в отличие от абстрактного времени науки предполагает постоянное творчество новых форм, становление, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу. Интуиция как способ постижения длительности противостоит интеллектуальным, рассудочным методам познания, бессильным перед явлениями сознания и жизни, подчиненным практическим и социальным потребностям и способным дать знание лишь относительного, а не абсолютного. В кн. "Материя и память" (1896) Б., развивая концепцию интеллекта, выдвигает тезис о том, что телесные функции, связанное с ними восприятие и основанный на восприятии интеллект ориентированы на приспособление к определенным условиям, на реализацию практических действии, а не на создание представлений о реальности, о самих вещах. Наиболее значительное произведение Б. - "ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ" (L&evolution cretienne. P., 1907, рус. пер. 1914) - создано под влиянием неоплатонизма (в частности, учения Плотина об эманации), содержит своеобразную эволюционную концепцию, которая опирается на переосмысленный им в духе его общей концепции принцип витализма. В этом труде в полной мере раскрывается бергсоновская философия жизни, в центре которой находится понятие жизненного порыва - принципа развития и творчества, создающего в своем бесконечном развертывании всю совокупность жизненных форм. Жизнь, которую Б. считает прежде всего "тенденцией действия на неорганизованную материю", в процессе развития испытывает постоянное сопротивление косной материи. Динамическое взаимодействие материи и "жизненного порыва", несущего в себе первичный импульс развития, определяет распадение потока жизни на роды и виды. Две главные линии такого развития - растительный и животный мир. Эволюция последнего, также идущая по расходящимся направлениям, приводит к появлению человека. На другой линии "толчок к общественной жизни" ведет к сообществам перепончатокрылых - муравьев и пчёл. Различные жизненные тенденции, развивающиеся параллельно, связаны между собой, таким образом, лишь общностью происхождения. Б. противопоставляет свои представления об эволюции как механической концепции Г. Спенсера, так и традиционному телеологизму. Пытаясь занять нейтральную позицию, найти "третий путь" между такими трактовками эволюции, Б. склонен, однако, "оставить нечто" от телеологизма; но при этом цель эволюции лежит, как он полагает, не впереди, а позади, в первоначальном импульсе. Особенно резко Б. критикует принцип причинного объяснения эволюционного процесса, не оставляющий, по его мнению, места свободе. С этим связано и его представление о невозможности предвидения будущего. С необходимостью воздействия на косную материю, по Б., было связано возникновение и развитие интеллектуальных форм познания, представляющих собой одну из линий эволюции, наряду с растительной и инстинктивной. Концепция "жизненного порыва" дает онтологическое обоснование теории интеллекта и интуиции, намеченной Б. в ранних работах и развитой в этой книге. Именно здесь он в наиболее развернутой форме излагает учение о философии и науке, их специфике и взаимоотношениях. Позитивная наука как создание чистого интеллекта наиболее приспособлена для воздействия на неорганизованную материю и выполняет практическую функцию, фиксируя устойчивые и неподвижные формы в интересах действия на вещи. Интеллект и основанная на нем наука служат потребностям homo faber (Б. использует термин Б. Франклина) - человека, создающего искусственные орудия. Интеллект способен познать не сами вещи, а лишь отношения между ними. В силу этого относительна и истина, которую дает наука. Лишь интуиции, вырастающей из непосредственного жизненного инстинкта, дано постичь абсолютную истину - жизнь в ее глубинных проявлениях, в свободном потоке изменений, в длительности. Но в то же время общая тенденция трактовки Б. проблем интеллекта и интуиции, науки и философии не сводится к простому антиинтеллектуализму. Он хочет преобразовать само понятие рациональности, ввести в него не только то, что традиционно связывалось с деятельностью науки и научного мышления, но гораздо шире понимаемый опыт. В книге дается картина сложной, непрерывной, бесконечно изменчивой, динамической и органической реальности, представляющая весь "организованный мир как гармоническое целое". Стремясь избежать крайностей антисциентизма и вовсе не отвергая науку как таковую, Б. призывает к иной ориентации познания, к созданию познавательных средств, способных постичь эту реальность во всей ее глубине и своеобразии. Он исследует здесь и &развитие человечества как рода, принципы и сущность его эволюции. Человеческие общества выступают у него не только как вершина эволюции, но и как единственный возможный путь дальнейшего развертывания "жизненного порыва": воспроизводя в новой форме античные представления о микро- и макрокосме, Б. показывает непосредственную и неразрывную связь судьбы человечества с судьбой космоса. Влияние оригинальной и многоаспектной эволюционной концепции, развитой в этой работе, испытали создатели учения о ноосфере Тейяр де Шарден и Э. Леруа, В.И. Вернадский и многие другие мыслители. Теория эволюции находит завершение в труде "ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ"(Les deux sources de la morale et de la religion. P., 1932) - центральной работе позднего периода творчества Б., свидетельствующей о перемещении его интересов в область социально-этических и религиозных проблем. Созданная в результате размышлений о судьбах человечества, под сильным влиянием христианского мистицизма, концепция Б. основана на противопоставлении двух типов общества - "закрытого" и "открытого", а также соответствующих им типов морали и религии - "статической" и "динамической". Главная цель "закрытых" обществ - поддержание целого, сохранение рода, что возможно лишь путем обеспечения постоянного порядка, подчинения части целому, строгой дисциплины и почти автоматического выполнения долга, борьбы с возможностью диспропорций. Все социальные институты, нормы и ценности "закрытого" общества направлены к достижению этой цели, в том числе мораль и религия. Одна из функций "статической" морали - борьба с попытками интеллекта, ориентированного на индивидуальную пользу, разрушить общественную солидарность, по природе близкую к инстинктивной. Соответственно и "статическая" религия, выполняя мифотворческую функцию, препятствует реализации эгоистических стремлений интеллекта. Социальный инстинкт действует в ограниченной области - в семье, нации, государстве, а потому необходимо связан с войнами. Основной принцип "открытого" общества, "динамических" морали и религии - любовь к человечеству. Динамическая мораль воплощена в избранных личностях, способных к бесконечному совершенствованию; среди них выделяются древнегреческие мудрецы, израильские пророки, христианские мистики. Новая мораль - область свободы, непрерывного развития, ее принципы постигаются с помощью мистической эмоции. Моральная личность постоянно преодолевает себя, переходя к новым границам, и в этом, по Б., одновременно и путь к трансценденции, к божественному, и возможность дальнейшего развития человечества в "жизненном порыве". Наиболее соответствуют "естественным" замкнутым обществам такие формы правления, как монархия и олигархия с их принципами устойчивости, иерархии, абсолютной власти вождя. Демократия же "наиболее удалена от природы", так как превосходит условия и возможности закрытых обществ. Демократия имеет "евангельскую сущность" и выступает в конечном счете в виде идеала, по существу, неопределимого. Анализируя военный инстинкт, свойственный "закрытым" обществам, Б. связывает войны в современную эпоху с "индустриальным характером нашей цивилизации", поскольку стремление к удовлетворению растущих потребностей, приводящее к развитию машин, не сопровождается соответствующим ростом и совершенствованием духовных качеств людей. Единственно возможный путь возрождения человечества, борьбы с войнами, с обезличиванием и стандартизацией человеческих отношений он видит в пропаганде норм евангельской морали, в частности аскетизма. Общества "закрытого" типа, по Б., представляют собой тупиковую линию эволюции и осуждены вечно вращаться по кругу, лишь через представителей "открытого общества" возможна дальнейшая эволюция человечества, развертывание самого жизненного порыва. Эта концепция "закрытого" и "открытого" общества находит определенное созвучие с идеями экзистенциализма, позднего Поппера и Франкфуртской школы. Философия Б. оказала влияние на персонализм, католический модернизм, философию истории Тойнби, Тейяра де Шардена и ряд других философских учений. И.И. Блауберг Собр. соч. Т. 1-5. СПб., 1913-14; Длительность и одновременность. Пг, 1923; Собр. соч. в 4 томах. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М, 1992; Два источника морали и религии. М., 1994; Ecrits et paroles. P., 1957-59.
Похожие на БЕРГСОН (BERGSON) АНРИ слова / понятия:

БЕРКЛИ ДЖОРДЖ
БЕРЛИН (BERLIN) ИСАЙЯ
БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ
БЕРНАРДИНЦЫ
БЕРОЗ
БЕС
БЕСКОНЕЧНОЕ
БЕСКОНЕЧНОСТЬ
БЕСКОНЕЧНОСТЬ БОГА
БЕСКОНЕЧНОСТЬ МИРА