Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:



АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - - В вопросе об участии англ., шотл. и ирл. теологов и философов в формировании схоластической философии остается в силе сказанное в начале статьи о немецкой философии. В отличие от нем. философии англ, обращалась и обращается больше к неотраженной действительности и практической жизни. Уже первые ее представители были эмпириками и основывали свое учение на религиозном, научном и психологическом опыте; это были Роджер Бэкон, Иоанн Дуне Скот и Уильям Оккам. Основатель новой англ, философии Фрэнсис Бэкон выдвигает программу преобразования науки и выступает за четкое разделение веры и знания. Томас Гоббс (1588-1679), "отец неверия", проложил путь причинно-механистическому пониманию природы и материализму, против которого боролись англ, деизм, "естественная религия" Герберта Чербери и платонизм кембриджской школы. Мистика Якоба Бёме проникла в Англию через Джона Пордаджа (1625 - 1698). Выдающийся представитель англ. Просвещения Джон Локк - критик теории познания, признававший источниками познания лишь восприятие и мышление. К этой же школе относятся также деист Джон Толанд, "вольнодумец" Антони Коллинз, натурфилософ и физик Исаак Ньютон, представители этики Шефтсбери и Фрэнсис Хатчесон. Психологами из школы Локка (ассоциативная психология) были Дэвид Гартли и Джозеф Пристли. Чистый идеализм и христ. философию представлял Джордж Беркли, известный также и как гносеолог. Англ, философию Просвещения завершает философия здравого смысла (common sence) шотл. школы (см. Шотландская школа), которая развивается и в 19 в., ревностно придерживаясь трезвой эмпирической точки зрения. Она возникает в тесной связи с философией Шефтсбери; главными представителями ее наряду с Хатчисоном являются Томас Рид, Дугалд Стюарт и Томас Браун; близко к ней стоит экономист Адам Смит, а также Дэвид Юм, после Дж. Ст. Милля - "величайший негативный мыслитель всех времен". В последующий период англ, философия больше не претерпевала принципиальных изменений, вызываемых внутренними причинами, хотя после 1800 она испытывала духовное влияние извне: влияние Франц. революции, нем. идеализма и новейших достижений естествознания, особенно биологии, в познании мира. Старую, основанную Ридом шотл. школу со времени Уильяма Гамильтона и Уильяма Юэла сменяет новая, испытывавшая частичное влияние Канта. В резкой оппозиции к последней находится Иеремия Вентам, объяснявший нравственность и право, исходя из их полезности и стремившийся к наибольшему возможному счастью для наибольшего числа людей. Дальнейшему развитию ассоциативной психологии способствуют в числе прочих Джеймс Милль и Александер Бэйя (1818-1903). В связи с развитием естествознания продолжают развиваться (в частности, в работах Юэла) теория познания и методология, причем в них уже появляются моменты логистики, напр. у Джорджа Буля и У. Ст. Джевонса. Решающую роль играет дальнейшее развитие классической англ, эмпирической философии Дж. Ст. Миллем и Гербертом Спенсером. У последнего отчетливее, чем у первого, проявляется характерный для большинства представителей и направлений англ. философии 19 и 20 вв. союз между эмпиризмом 17 и 18 вв. и биологией 19 в., которые объединяются в эволюционизм, не лишенный спекулятивных элементов; представители последнего среди прочих - У.К.Клифорд (1845-1879) и Т. Г. Гексли. Классиком биологизма является Чарлз Дарвин с его учением о "борьбе за существование". Против биологизма и эволюционизма выступает романтико-идеалистическое, испытывающее влияние христианства течение, поддерживаемое прежде всего Джемсом Мартином (1805-1900), А.К.Фрэзером (1819-1914) и Робертом Флинтом (1838-1900). Под влиянием нем. идеализма находятся также представители этики Томас Карлейл, Генри Зидвик и Т.Х.Грин. Однако собственно кантианство, как и гегельянство, в англ, философии не возникло. В то же время мысли Канта и Гегеля не раз оказывали влияние на англ, философию: гегельянцем является, напр., Дж..Х.Стирлинг. Делались самые различные попытки синтеза идеализма и биологизма (в этой связи примечательна книга Д.Г.Ригчи "Darwin and Hegel", 1893). Неогегельянцами являются Фрэнсис Герберт Брэдли, Бернард Бозанкет и Д. Мак-Таггарт (1886-1925). Психологию как биологически обосновываемую теорию сознания продолжали развивать, в частности, Джеймс Уорд, Дж. Ф. Стоут (1860-1943), Ч. Э. Спирмен (1863 - 1945), а также Уильям Мак-Дугалл. Наконец, как самостоятельные явления в англ, философии наиболее известны прагматизм Ф.К.С.Шиллера и неореалистическая школа (см. Неореализм), наиболее видным и влиятельным представителем которой являлся Бертран Рассел; он объединял в себе острый ум логика и математика, афористические мысли и гуманные, пацифистские идеи. В период между двумя мировыми войнами Рассел был наиболее популярным из англ, философов. Наряду с ним следует назвать Дж.Д.Хикса (1862-1941), Дж.Э.Мура и Ч.Д.Броуда (род. 1887). Из неореалистической школы вышли представители англ, онтологии: Сэмюель Александер, склонявшийся к пантеизму, платоник Алфред Норт Уайтхед, представляющий эволюционистский теизм, Джон Лэрд, А. Э. Тейлор и др. Крупным представителем философии религии является X. Даусон. Философский биологизм представляет Дж. С. Хаксли. Выдающимся представителем философии истории в Англии являлся А. Дж. Тойнби (1889-1975). Экзистенциалистская философия не представлена в современной англ. философии ни одним достойным упоминания философом: для англ, научной мысли существование не является философской проблемой.
Похожие на АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ слова / понятия:

АНРИ БЕРГСОН. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
АРГУМЕНТ ОТ ДУШИ
ARGUMENTUM A POSTERIORI (A POSTERIORI ARGUMENT)
ARGUMENTUM A PRIORI (A PRIORI ARGUMENT)
АРИСТОТЕЛИЗМ
АРСЕНЬЕВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
АРСЕНЬЕВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ (1888-1977)