Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЭРИКСОН (ERIKSON) ЭРИК:



ЭРИКСОН (ERIKSON) ЭРИК - (1902-1994) - американский психолог, социолог и психоаналитик. Основатель психоистории и автор психосоциальной теории жизненного цикла человека.  Профессор Гарвардского университета  (1960). Детство  и юность  провел в Германии. Увлекался живописью. В Вене работал  преподавателем рисования в детской школе А. Фрейд. Под влиянием  идей З. Фрейда и А. Фрейд стал одним из первых профессиональных детских психоаналитиков и видным представителем эгопсихологии. В 1933 получил диплом Венского психоаналитического общества. В 1933 эмигрировал в США. Работал в Психологическом институте  Гарвардского университета, где выполнил работы по игровому анализу.  В 1937 перешел в Йельский университет. Осуществил исследование  жизни и психики индейцев племен сиу и юроков. В годы Второй мировой войны исследовал психологию подводников и выполнил ряд других работ по заданию Пентагона. Опубликовал аналитическую статью о роли образа  Гитлера для немецкой молодежи. После войны занимался психологией и психотерапией детского и юношеского возраста. Преподавал в университетах. В 1950 опубликовал психологический бестселлер "Детство и общество" . Осуществил пересмотр некоторых установок классического психоанализа.  Подчеркнул биосоциальную природу и адаптивный характер душевной деятельности и поведения человека, интегративным качеством  которого считал психосексуальную идентичность.  Создал учение об идентичности. Показал, что изменение  социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирования новой идентичности человека. По мысли Э., чувство  глубокого (базисного) доверия, конституирующееся на основании опыта первого года жизни ребенка, правомерно полагать психологическим фундаментом всей жизни человека. (Как отмечал Э., "я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама - тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова "доверие" , которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет согласно надеждам других".) Именно доверие - неотрефлексированное ощущение узнаваемости, стабильности, сходства переживаний, возникающее при непосредственном контакте матери и дитя, - формирует, по мысли Э., базисную установку, обусловливающую отношение  индивида как к самому себе, так и к окружающему миру. Чувство подлинного доверия к самому себе наряду с ощущением расположенности к себе других людей являют собой, по мнению Э., предпосылку и основание "витальной" (действительно здоровой) личности. Согласно Э., "доверие включает в себя не только то, что некто научается надеяться, полагаться на тех, кто извне обеспечивает его жизнь,  но и доверие к самому себе, веру в способность своих собственных органов справляться с побуждениями. Такой человек способен чувствовать себя настолько полным доверия, что обеспечивающие его жизнь окружающие не должны постоянно стоять при нем на часах". Такое психическое обретение или новообразование Э. именовал понятием  "надежда". Сдвиг же во внутреннем балансе  "доверие - недоверие" в сторону последнего (например, в ситуации госпитализма) результируется, по Э., в нарастании болезненного отчуждения и самоотчуждения человека - в острую депрессию у младенцев и паранойю у взрослых. Э. разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных "задач развития". Исследовал сексуальную этиологию кризисов развития человека. Показал автотерапевтический характер поиска и обретения психосоциальной идентичности. Разработал концепции "диффузии идентичности" и "психического моратория". Создал новые психотерапевтические методы,  отчасти направленные на преодоление синдрома массовой "патологии идентичности". Подчеркивал роль  психических и личностных факторов в развитии общества. Исследовал взаимосвязь социальных потрясений (войн, революций и т.д.) и массовых неврозов. Развивал идеи об "исторической актуальности". В 1958 опубликовал книгу "Молодой Лютер", ставшую первым серьезным опытом применения психоисторического метода и датой рождения созданной им психоистории. В дальнейшем развивал психоисторические идеи в книге "Истина  Ганди" (1969) и ряде др. работ. Исследовал современное "травматическое видение мира", проблемы социальной этики, этнологии, различных массовых движений и пр. Оказал влияние на развитие  современных гуманитарных и социальных наук. В.И. Овчаренко
Похожие на ЭРИКСОН (ERIKSON) ЭРИК слова / понятия:

ЭРОС
ЭРОТИЗМ
ЭСПИНАС АЛЬФРЕД
ЭСПИНАС, АЛЬФРЕД
ЭССЕНЦИАЛИЗМ
ЭСТЕБЛИШМЕНТ
ЭТЦИОНИ (ETZIONI) АМИАТАИ
ЭТЦИОНИ (ETZIONI) АМИТАЙ ВЕРНЕР
ЭТИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ
ЭТИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ