Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЭЛЛЮЛЬ (ELLUL) ЖАК:



ЭЛЛЮЛЬ (ELLUL) ЖАК - (1912-1994) - французский философ и социолог, профессор университета  в Бордо. Основные сочинения: "Введение в предмет церковных реформ" (1943); "История  организаций" (тт. 1-2, 1955-1956); "Техника"  (1962); "Пропаганда"  (1965); "Политическая иллюзия" (1965); "Аутопсия революции" (1969); "Этика  свободы" (тт. 1-2, 1974); "Апокалипсис" (1975); "Техническая система"  (1977); "Марксистско-христианская идеология"  (1979); "Изменения революции: неизбранный пролетариат"  (1982); "Технологический блеф" (1988) и др. Основные интересы  Э. - в сфере философии техники и философии культуры. Трактует технику не только как совокупность  машин и механизмов, но и как определенный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. В условиях этой цивилизации техника, созданная как средство подчинения природной среды человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. В результате происходит фетишизация и демонизация техники, которая превращается в некий абсолют - Технику, Машину, порабощающих человека.  В результате все компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, заполняются механическими процессами. Даже чистый свет искусства пробивается к нам сквозь толщу технических объектов, а его произведения, созданные художником, уподобляющимся роботу, по Э., становятся отражением технической реальности. Иногда искусство  выступает как утешение, компенсация невыносимых сторон технической культуры, в других случаях оно слепо вторит той же технике, но всегда оно оказывается придатком к последней и во всех своих школах, во всех своих выражениях выполняет конформизирующую роль.  Даже современная политика  и власть,  по Э., не в силах  справиться с техникой и оказываются ею полностью детерминированными. Таким образом, техника превращается в фактор  порабощения человека и в производстве, и в культуре, и в политике, и в быту. Отсюда, согласно Э., главная задача - не отвергая техники как таковой, осуществить радикальное отвержение идеологии техники. Это и будет, по Э., подлинная, реалистическая революция,  которая, используя автоматизацию и информатизацию, позволит осуществить всестороннее развертывание способностей и диверсификацию знаний, создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества. Эта единственная революция, заключающаяся в захвате не власти, а позитивных потенций техники и культуры, и полной их переориентации в целях освобождения человека от всех форм порабощения, в том числе и технического, должна привести к новому качеству жизни для всех без исключения и уравнения членов общества. Это будет подлинная мутация человека - мутация психологическая, идеологическая, нравственная, сопровождающаяся преобразованием всех целей жизни. И она должна произойти в каждом человеке. Все остальные революции, направленные против эксплуатации, неравенства, империализма,  колониализма,  по мнению. Э., в современных условиях утратили реальное содержание и социальный  смысл. В качестве члена Национального совета протестантской церкви Франции Э. провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности  человеческой личности. На основе возрождения подлинной духовности, полагает он, можно широко распахнуть двери для инициативы каждого, предоставить личностям и социальным группам  право и возможность самопроизвольно выбирать род своей деятельности и тем самым сделать личную свободу действительной и действенной, превратив ее в высшую ценность.  Е.М. Бабосов
Похожие на ЭЛЛЮЛЬ (ELLUL) ЖАК слова / понятия:

ЭМБЛЕМЫ
ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ
ЭМЕРСОН (EMERSON) РИЧАРД
ЭМИГРАЦИЯ (EMIGRATION)
ЭМИГРАНТ
ЭММАНУЭЛЬ АРГИРИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (ЧУВСТВУЮЩИЙ) ТИП
ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕФЕРЕНТЫ