Поиск:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Статьи
ЭКСПЕРИМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ:
ЭКСПЕРИМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ - - диагностика новшества пробным нововведением. В широком соц. плане Э.и. выступает как механизм перехода организационных, соц.-экономич. систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Диагностич. функция Э.и. выступает как выявление проблем осуществления нововведения, как оценка реализуемости новшества и его результативности. Первая означает определение степени адекватности новшества среде его внедрения, возможность осуществления инновационного процесса; вторая - соответствие рез-тов ожидаемой реализации новшеств (в т. ч. и непланируемых, вторичных) целям более широкого порядка, ради к-рого проектируется нововведение. Оценки по названным направлениям могут расходиться. Понятия "реализуемость" и "эффективность" отнюдь не тождественны: быстрое и полное завершение нововведения не исключает его минусового эффекта по отношению к макросфере. Диагностич. функция Э.и. предполагает также развитие нововведения, т. е. определение направлений его внутренних изменений - как в содержании испытываемого новшества, так и в методах его реализации. А эти изменения и должны обеспечить реализуемость нововведения и его соответствие более общим целям. Э.и. должен обеспечить доказательность заключения по новшеству. Этим определяется его эффективность. В принципе она инвариантна цели нововведения: освоить и тиражировать какое-то новшество. Требование доказательности означает также необходимость контрольных объектов. Ими могут быть, напр., однотипные предприятия, экспериментирующие с тем же новшеством, но без "поддерживающих" элементов экспериментальной ситуации (льготы в снабжении, транспорте и пр.) или же обеспеченные названными условиями, но не апробирующие соответствующее новшество. Для Э.и. характерно также наличие следующей закономерности: при переходе от экспериментального нововведения к его тиражированию обнаруживается ослабление разовых эффектов при возрастании общего эффекта. Результат пробного нововведения на стадии эксперимента обычно выше, потому что здесь сказывается активизирующее влияние специального контроля и пси-хологич. подъема (пионерность, публичность). В последующих случаях уже не остается ни того, ни др. Зато срабатывает эффект массовости, ибо только широкое распространение новшества реализует его подлинный потенциал и дает максимальную эффективность. Лит.: Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М. 1981; Пригожин А.И. Нововедения: стимулы и препятствия. М., 1989. A.M. Пригожин.
Похожие на ЭКСПЕРИМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ слова / понятия:
ЭКСПЕРИМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ЭКС-ПОСТФАКТУМ
ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ОДНОФАКТОРНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ПРАВОВОЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ СЛЕПОЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ