Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВСЕОБЩНОСТИ:



ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВСЕОБЩНОСТИ - (evolutionary universals) -определенные Парсонсом (1964) шаги в направлении социального изменения, которые "увеличивают адаптивную способность" человеческих обществ и без которых "дальнейшие важнейшие шаги по развитию были бы блокированы". Согласно Парсонсу, эволюционные всеобщности  — это "организационные достижения, попадающие более, чем в одну цель" , сравнимые, по его словам, с развитием  зрения в органическом мире. Под "адаптацией" Пар-сонс понимает не только "приспособление  к окружающей среде", но также способность справиться со все более широким диапазоном факторов окружающей среды, включая "адаптивное преимущество" над другими менее развитыми обществами. Как только символ  заменяет ген — основу человеческого развития, — приобретают важность четыре базисные области социального положения: (а) религия,  выполняющая функции, определенные Дюркгеймом; (б) коммуникация,  особенно язык;  (в) родство,  включая табу на кровосмешение  и правила экзогамии/эндогамии; (г) технология  — первичное адаптивное отношение  к окружающей среде. В результате этих начальных изменений, приносящих экономическое и организационное "функциональное преимущество", следующими преимуществами, важными у Парсонса при переходе от "примитивной стадии", являются: (д) социальная стратификация,  социальный престиж  и экономические преимущества, придаваемые некоторым группам,  происхождениям и т.д.; (е) дифференцированная структура,  обеспечивающая политическую и культурную легитимацию. По мнению Парсонса, подобная дифференциация  для некоторых групп склонна "сходиться с функциональной потребностью  в централизации ответственности". Стратификация  обеспечивает и централизует ресурсы для дальнейшего развития, порывая с традиционализмом. Грамотность  — поначалу монополия  меньшинства — усиливает стратификацию и тенденцию к примату культурной дифференциации на этой стадии. В свою очередь, стратификация всех типов является сама по себе источником "напряжения", требующего новой культурной легитимации. К пяти следующим эволюционным всеобщностям, образованным от предыдущих, относятся: (ж) бюрократия,  то есть установленное Вебером отделение  административного корпуса от родства и традиционализма;  (з) деньги  и рынки, на которых деньги — "символическая среда  для ресурсов" — увеличивают подвижность ресурсов, "освобождая их для приписанных связей" (см. также Образцовые переменные) ; (и) универсальная правовая система;  (й) изобретение  "демократической ассоциации", особенно ее применение к крупномасштабным обществам с 18-го столетия и далее, хотя и с их истоками в Греции и Риме, а также ранней христианской церкви; (к) наука.  Нападки на концепцию эволюционных всеобщностей имеют много общего с критикой эволюционной теории в социологии: недостаточная точность в использовании термина  "адаптация"  и отсутствие прямых параллелей с эволюционными концепциями в биологии. Примечательна частота, с какой при описании эволюционных всеобщностей Парсонс применяет фразы типа "вообще говоря", "очень трудно выявить". Кроме того, общие шаги, идентифицированные им в качестве важных в человеческом развитии, не имеют заметного отличия от указанных Вебером или Марксом. Иными словами, возникает два вопроса: есть ли что-нибудь новое в формулировке Парсонса, а также наилучшим ли образом такие шаги по развитию формулируются внутри определенных "эволюционных" рамок. См. также Неоэволюционизм;  Эволюционная социология;  Социокультурная эволюция. 
Похожие на ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВСЕОБЩНОСТИ слова / понятия:

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО
КАНЧЕВСКИЙ ИГНАТ ВЛАДИМИРОВИЧ
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
КОЛЛОНТАЙ (УРОЖД. ДОМОНТОВИЧ) АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИМИТАЦИЯ
КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОННОТАЦИЯ
ОБРЯД ПОНИЖЕНИЯ
ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНАЯ