Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ:



ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - - исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса,  сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин), философии (Д. Дидро, А. Тюрго) и социологии (Конт - , Спенсер - ). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте  это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция  однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям  исторического прогресса. Целью  антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод.  Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы  прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода  означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности, концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Последней проблемой занимался и Д. Леббок, предложивший более детализированную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма  через фетишизм, тотемизм  и шаманизм к идолопоклонству и антропоморфизму.  Еще одним представителем британского Э. - Д. Мак-Ленаном была разработана гипотеза  о происхождении брачных отношений, в том числе дано объяснение  таких феноменов, как экзогамия,  полиандрия,  женский счет родства, табу  инцеста и т.д. Эта гипотеза была подвергнута критике со стороны крупнейшего представителя американского Э. - Л.Г. Моргана, предложившего собственную периодизацию развития брачно-семейных отношений, а также - наиболее подробную схему развития человеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. В последней трети 19 в. идеи Э. приобрели большую популярность во Франции (Ш. Летурно), Германии (О. Пешель, Ю. Липперт), России (Ковалевский, Н. Миклуха-Маклай, Н. Харузин). На Беларуси интерпретацией этнографических материалов с позиций методологии Э. занимались М. Довнар-Запольский и А. Богданович. На рубеже 19-20 вв. Э. постепенно утрачивает позиции ведущего теоретического направления в антропологии. Причиной этого стали предельная схематизация и упрощение концепции культурно-исторического процесса,  которая не была подтверждена конкретными этнографическими материалами. В начале 20 в. теории Э. придерживались лишь отдельные исследователи, в том числе Фрезер. Под влиянием  разработанной Боасом и его учениками в начале 20 в. концепции культурного релятивизма  на несколько десятилетий в антропологии утвердилось крайне негативное отношение  к теории раннего Э., преодоленное только в 1960-1970-х в связи с развитием  неоэволюционизма  в США. П.В. Терешкович
Похожие на ЭВОЛЮЦИОНИЗМ слова / понятия:

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ
КАБИНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (DESK RESEARCH)
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАПИТАЛА МИГРАЦИЯ
КАПИТАЛА НАКОПЛЕНИЕ
КАПИТАЛА НАКОПЛЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ
КАПИТАЛА ОРГАНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ