Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ:



ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ - (func-tional(ist) theory of religion) — теоретические оценки  религии, объясняющие ее происхождение,  а также сохранение с точки зрения ее вклада в общество  (см. также Функция;  Функционалистское объяснение) . Самая влиятельная из этих теорий разработана Дюркгеймом, а его идеи развиты Радклиффом-Брауном. Теория  Малиновского также является функционалистской, и многими способами в основном функционалистская оценка  религии — хотя и с отмеченными различиями в подходах — лежит в основе главных направлений социологических оценок. Если "функцию" использовать в общем смысле, то функциональные(истские) теории религии простираются от Конта и ранних эволюционных социологов до современного функционализма,  даже включая марксизм.  Относясь к религии как в конечном счете необязательной, Маркс назвал ее "опиумом пролетариата" , поскольку она выполняет социальные и индивидуальные функции. В современной форме данная теория имеет две линии: в рамках современного структурного функционализма и в рамках структуралистских теорий. Существуют также многочисленные эмпирические оценки, выступающие в качестве контртеории. В современном фуктурном функционализме (особенно в функционалистской теории Парсонса, более непосредственно восходящей к Дюркгейму) выявлены три основные функции религии, которые соответствуют рем способам мотивационной ориентации, сформулированным Паржсом следующим образом: (а) обеспечение центральной, в конечном счете объединяющей системы убеждений — "когнитивная" функция; (б) обеспечение церемонии и ритуала,  играющих главную роль  в укреплении социальной солидарности — "эмоциональная" величина; (в) провозглашение этических принципов и вместе с тем поддержка этических ценностей позитивными и негативными санкциями — "оценочный" аспект. Все они способствуют "существенному" значению религии в поддержании социальной солидарности (см. Гражданская религия) . Однако из приведенного перечисления опущена мысль Дюркгейма о том, что религиозные убеждения  непосредственно отражают представления общества. Структуралистские теории религии также основаны на функционализме Дюркгейма, но отличным от структурного функционализма способом. В этих теориях именно "социология познания"  — аспект подхода  Дюркгейма, недооцененный структурал- функционалистами, — остается более важным, например, для оценки роли мифологии в организации социальных действий (см. Леви-Стросс). В качестве противовеса либо функционалистским, либо структуралистским теориям, с их акцентированием на общих результатах, существует множество эмпирических исследований религии, которые изучают эффекты  религии иными способами, не связанными с какой-либо совокупностью  общих предположений. Как относительно свободная общая структура, включающая оценки вклада религии в общество, функционализм широко распространен, особенно для поиска "латентной" функции (см. Явные функции и латентные функции;  Непредвиденные последствия  социальных действий). Тот факт,  что религия  и разделяет, и объединяет, не обязательно составляет проблему для функционалистской теории, поскольку именно обеспечение социальной солидарности религией и объединяет, и разделяет общество. Труднее достичь точного значения при утверждении, что религия выполняет "функциональные потребности". Как только начинается разговор  о функциональных альтернативах традиционной религии (например, "гражданской религии" или современном международном спорте) , функционалистский подход разбивается о собственный главный аргумент: религия обеспечивает универсальные человеческие потребности,  которым может отвечать только она сама.
Похожие на ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ слова / понятия:

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ(ИСТСКОЕ) ОБЪЯСНЕНИЕ
ГАРАНТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ГАРНИЗОННОЕ ГОСУДАРСТВО
ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ
ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕРА-ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ, ИЛИ УСЛОВНОЕ, ПОКОЛЕНИЕ
ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ (УСЛОВНОЕ) ПОКОЛЕНИЕ (HYPOTHETICAL GENERATION)
ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕЗА AD HOC