Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА:



СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА - - направление социологии, изучающее масс-медиа  как социально-культурный феномен. Рассматриваются различные аспекты функционирования производства, распространения, получения сообщений масс-медиа. С.М.-М. развивается как направление исследований, концентрирующее внимание на административных, идеологических и культурных аспектах воздействия масс-медиа на социум.  С.М.-М. тесно связана с эмпирическими исследованиями, сбор и анализ  которых является базовой составляющей изучения масс-медиа. В рамках данного подхода  можно определить несколько стратегий изучения масс-медиа. Последователи М. Вебера анализируют и выстраивают систему значения рациональной составляющей в культурной деятельности. Акцентируя внимание на вопросах организации работы масс-медиа, их включенности в социальную сферу, встроенности в социальный  организм. Сторонники концепции разработанной Э. Дюркгеймом , заняты исследованием  общественного восприятия содержания масс-медиа. Анализируя методы  формирования коллективных представлений (проблема  манипулирования общественным мнением)  и рассматривая возможность объединения людей посредством медиа (интегрирующая функция) . Марксизм  изучает символические значения текстов масс-медиа, рассматривая последние через призму взаимоотношений базиса  и надстройки, при этом масс-медиа относятся к надстройке. В соответствии с неомарксистскими традициями Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер - , Т. Адорно  - ), концепцией А. Грамши , работой Бирмингемского центра "культурных исследований" (С. Холл - , Р. Уильямс - ) повышается внимание, уделяемое масс-медиа при формировании и развитии культуры. Масс-медиа рассматриваются не только как "рупор" власти для пропаганды доминирующей идеологии, но и как часть и даже характеристика культуры. Теоретические исследования С.М.-М. представляют собой попытку создания моделей, которые бы описывали закономерности функционирования и прогнозировали перспективы развития масс-медиа. Это такие концепции как информационного общества , теория  "всемирной деревни" (М. Маклюэн - ). Для изучения масс-медиа С.М.-М. использует различные эмпирические методы: мониторинг,  контент-анализ,  рейтинговые методики. Самой популярной формой отчета об исследовании масс-медиа является рейтинг  . Это можно объяснить спросом на такой формат  данных, который является наиболее удобоваримым для специалистов сферы рекламы и маркетинга   (основных потребителей С.М.-М.). К рейтинговым показателям относятся Share (процент аудитории, привлеченной масс-медиа в течение определенного времени) и Reach (количественный показатель,  отражающий размер аудитории за определенный отрезок времени). Можно выделить несколько проблем С.М.-М. в методологическом и теоретическом плане.  Так при всем разнообразии применяемых С.М.-М. методик, ни одна из них не затрагивает проблему интерпретации сообщений, в результате эта важная составляющая процесса  массовой коммуникации, просто выносится за рамки рассмотрения. Слабость С.М.-М. также в том, что при изучении аудитория   рассматривается как пассивный участник коммуникации и не принимается в расчет различие  интерпретаций при декодировании сообщений. В результате исследований С.М.-М. можно установить предпочтения аудитории, сравнить интерес  аудитории к различной тематике, но остается неясным, как проинтерпретировала аудитория полученные сообщения. И положение в рейтинге не позволяет судить о эффективности коммуникации, в плане адекватности интерпретации сообщения масс-медиа. Поэтому С.М.-М. не может конкурировать с семиотическими подходами для изучения репрезентации реальности, пытаясь ограничиться построением репрезентативной выборки. А.Д. Криволап
Похожие на СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА слова / понятия:

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
СОЦИОЛОГИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ)
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ
СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
СОЦИОЛОГИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА