Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ:



СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ - - по Э. Дюркгейму - собственная предметная область социологической науки. Концепция  С.Ф. разрабатывалась Дюркгеймом в контексте  онтологического и методологического аспекта его социологической теории. Согласно Дюркгейму (онтологический аспект): 1) Социальная реальность  включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива и реальна, как и все другие виды реальности, поэтому развивается по определенным законам. 2) Общество  - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природной, с одной стороны, и по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах, с другой.  3) Вследствие этого общество и индивид  выступают в форме нескольких дихотомических пар, воплощающих разнородность этих реальностей, к каковым относятся: "индивидуальные факты"  - "С.Ф.", "индивидуальные представления" - "коллективные представления", "индивидуальное сознание"  - "коллективное сознание" . 4) Человек  - двойственная реальность, homo duplex, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная. 5) Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Отсюда основная идея Дюркгейма: индивид возникает из общества, а не общество - из индивидов. Первичность общества имеет два смысла: а) исторический приоритет общества, где индивиды растворены в целом; б) логический приоритет объекта  социальных феноменов, состоящих из С.Ф. Методологический аспект социологизма  Дюркгейма сводим к следующему: а) социология  не обречена оставаться отраслью общей философии, а представляет из себя самостоятельную науку, способную тесно соприкасаться с конкретными фактами; б) социология изучает особую, а именно социальную реальность, основу которой составляют С.Ф.; в) в основе социальной методологии должно лежать положение, согласно которому С.Ф. рассматриваются как вещи. Именно в этой точке концепции Дюркгейма онтологический аспект соприкасается, взаимопереплетается с методологическим: С.Ф. не столько существуют как вещи, сколько их необходимо изучать как вещи. Дюркгейм отмечал: "Рассматривать факты  определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию". Дюркгейм подчеркивал, что С.Ф. не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им. Каковы эти характеристики? 1) С.Ф. выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку они заключаются в том обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. его членах. В этом смысле они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям. Но это вовсе не означает, что они выступают в качестве внешних по отношению к сознанию коллективному. 2) С.Ф. состоят в способах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что они способны оказывать на отдельные сознания принуждающие воздействия. Например, социальные институты   навязываются нам, принуждают нас, обязывают нас делать что-то определенным образом. 3) С.Ф. составляют объективную реальность, т.е. независимую от индивидуального сознания, но объективную в чисто дюркгеймовском смысле - как независимую от индивидуального сознания. Он пишет: "Когда я действую как брат, супруг или гражданин,  когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности,  установленные вне меня и моих действий правом  и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию". /Примеры: верующие при рождении своем находят готовыми верования  и обряды  своей религии, если они существовали до него, то это значит, они существуют вне его. Система  знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т.д. - все они функционируют независимо от моего индивидуального сознания. - Е.Б./ 4) С.Ф. (типы поведения и мышления) не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Когда я добровольно сообразуюсь с ними, я не замечаю их принуждающего влияния, но принуждение  проявится тотчас же, как только я попытаюсь сопротивляться. Итак, один из основных выводов, соединяющих онтологию и методологию Дюркгейма: категорию С.Ф. "составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются". Они не имеют иного субстрата, кроме общества, чем отличаются от всех других фактов. С.Ф. составляют собственную область социологии. К ним относятся юридические и нравственные правила, религиозные догматы, финансовые системы и т.п. К С.Ф. принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно. В дюркгеймовском варианте определение  С.Ф. гласит: "Социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время  свое собственное существование, независимое от его индивидуального проявления". Из признания специфики социальной реальности (С.Ф.) вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии. В отношении к философии проявляется определенная двойственность. В письме к своему ученику Ж. Дали Дюркгейм писал: "Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути". Стремление отделится от философии связано с отношением  Дюркгейма к умозрительным спекуляциям в социологической науке. Он считал, что социология должна строиться на эмпирических и рациональных методах материала, что отчетливо проявилось в его работе "Самоубийство"  . Еще более решительно восставал Дюркгейм против психологизма,  считая необходимым освободить от него социологию. Дюркгейм подразделял С.Ф. на два типа: 1) Морфологические, имеющие материальный субстрат - плотность населения,  частота и интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п. 2) Духовные, нематериальные факты - коллективные представления, верования, групповые обычаи, общественное сознание.  Основное внимание Дюркгейм уделял коллективному сознанию, его различным формам:  религии, морали, праву. Е.М. Бабосов
Похожие на СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ слова / понятия:

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
СОЦИАЛЬНЫЙ КРУГ
СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЗОР
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ БЕДНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ
СОЗНАНИЕ