Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ:



СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - - понятие,  используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях,  ведущих к тем или иным социальным новообразованиям. С эволюционной точки зрения, общество  рассматривается как сложная самоорганизующаяся система,  где ведущую роль  играют адаптивные процессы,  направленные на решение  возникающих проблем в ходе взаимодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих комплексов, взаимосвязанных цепей событий, а также стадий, этапов изменений в контексте  большого интервала времени. В античном мире идея эволюционизма  лишь концептуально оформлялась (Демокрит, Аристотель) , широкое же распространение он приобретает на основе христианской концепции священной истории (Августин). Статус  философского термина  понятие "Э." получает у Николая Кузанского. Мыслители Нового времени обращаются к многостороннему анализу  социальных изменений в рамках естественной эволюции мира. С.Э. отождествляется с прогрессом как бесконечным совершенствованием общества на основе духовного развития человека.  При этом Э. трактуется в духе преформизма (Гегель, Маркс), т.е. представления, что исторический процесс изначально предопределен его исходной сущностью, которая разворачивается во времени, - наподобие роста растения из зерна. Это выливается в идею финализма (например, в утопиях) , согласно которому существует некое заранее известное конечное состояние Э. Однако в рамках преформизма и финализма оказывается неразрешимой проблема  возникновения нового в социальной жизни. Огромное влияние  социальный  эволюционизм приобретает в 19 в. под воздействием учения Ч. Дарвина. Развернутую теорию С.Э., заложившую основы современного понимания эволюции, создал Спенсер . Согласно Спенсеру, С.Э. есть движение от однородного к разнородному, единство дифференциации и интеграции, достижение  социального равновесия в ходе адаптации системы к внешним и внутренним изменениям. Спенсер отказывается от отождествления С.Э. и прогресса;  Э. включает различные формы и направления, подлежащие оценке. С.Э. есть естественный процесс, который нельзя ускорить: человек может только исказить или задержать его ход. В итоге С.Э. начинает рассматриваться как совокупность  изначально непредопределенных социальных изменений, когда в ходе взаимодействия элементов начинает действовать "эффект  сборки" и возникает новое. Ориентация  ранних эволюционистов на раскрытие С.Э. через изменения безличных структур вызвала в первой половине 20 в. широкую критику эволюционизма вплоть до отказа от него. В результате в рамках неоэволюционизма  (Парсонс - и др.) С.Э. стала рассматриваться как дифференциация  в социокультурном и личностном измерениях, причем эволюционирует не само по себе социальное  (это абстракция) ; эволюционируют действующие в контексте определенной системы ценностей индивиды  (М. Вебер). На основе данной идеи синтезируются типологический, психологический и культурно-антропологический подходы  к С.Э., которая рассматривается как взаимодействие  культурной и социальной систем, где культурная система через ценности  (образцы) задает структуру мотивации индивидов, а социальная система  - условия реализации мотивов. В процессе декодирования культурных матриц и создания новых кодов через движение от одного стационарного состояния к другому общество достигает динамического равновесия. Одновременно на основе общественного разделения труда  дифференцируются функции и структуры, увеличивается автономность социальных единиц, развязываются ресурсы. Достаточно сложным является вопрос об источниках (факторах) С.Э., в качестве которых назывались самые различные явления (географическая сфера, экономика,  классовая борьба  и др.). Поскольку социальную жизнь  правомерно рассматривать как взаимодействие, т.е. обмен  духовным, культурным опытом, то здесь и возможно искать исходный пункт социальных изменений. Источник С.Э. - модели мира, создаваемые людьми и определяющие пути, на которых в социальных действиях индивиды реализуют свои интересы,  находя способы решения проблем (спасения) и тем самым вводя инновации, что, естественно, порождает новые проблемы - Конт , М. Вебер , Сорокин . При этом возможен как революционный способ изменений, так и более эффективный реформистский, опирающийся на знание  конкретных условий и соответствующий человеческой природе. Недопустимо сводить С.Э. к какой-то одной форме развития, она включает множество как измерений, так и изменений. В зависимости от решаемых задач и уровня исследования могут вычленяться этапы С.Э. (например, "историческая эпоха", "культурный цикл"). Поскольку в силу многообразия изменений С.Э. присущи тенденции конкуренции и дивергенции (особенно в современном обществе), то особое значение  имеет нахождение механизмов кооперативности изменений с целью  достижения компромиссов и солидарности на основе общих целей в процессе сравнения альтернатив. В качестве таковых механизмов должны прежде всего рассматриваться рынок и правовая демократия.  С.Э. современной цивилизации имеет ряд отличительных особенностей в силу радикального изменения способа существования людей, что снижает уровень социальной устойчивости и открывает возможности самых неожиданных результатов. Включение различных народов в общий для всех процесс требует учета многообразных факторов при отказе от единого образца С.Э. С учетом того, что человечество в собственной истории неоднократно сталкивалось с множеством опасностей, с непредсказуемыми последствиями, возникла задача направляемой С.Э. на основе коллективного разума.  Речь  идет не об определении однозначного направления С.Э., что невозможно в силу непредсказуемости поведения неустойчивых динамических систем, а о поддержке таких тенденций, которые способствовали бы гуманизации общества. При этом С.Э. через коэволюцию общества с природой должна быть вписана в эволюцию универсума, что выражается в концепции универсального (глобального) эволюционизма (И. Пригожин, Н. Моисеев). Г.Я. Миненков
Похожие на СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ слова / понятия:

СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ (SOCIAL POSITION)
СОЦИАЛЬНОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ДНО
СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
СПЛОЧЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (ГРУППОВАЯ)