Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

СЕН-СИМОН (SEN-SIMON) КЛОД-АНРИ ДЕ РУВРУА:



СЕН-СИМОН (SEN-SIMON) КЛОД-АНРИ ДЕ РУВРУА - (1760-1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов "Промышленная система" , "Новое христианство" . Потомок старинного рода французских аристократов, ученик Д’Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость  северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя "гражданином Бономом". В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время  был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. сплотился небольшой кружок учеников и последователей (Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О. Родриг и др.), образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до середины 1830-х. Основные сочинения: "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Очерк науки о человеке"  (1813-1816), "Труд  о всемирном тяготении" (1813-1822), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823-1824), "Новое христианство" (1825). С.-С., видя, что революция  во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порождаясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество  в состояние хаоса и анархии. Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель  создать и претворить в жизнь  научную социальную систему, которая позволит свести "кризисы, которые народы  должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила  в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах". Единственный путь к достижению этой цели С.-С. видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса.  Это заставило С.-С. обратиться к проблемам  исторического развития в целом. Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, С.-С. пришел к выводу, что законы  "социальной физики" и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения распространяются и на общественные явления. Два положения - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества - составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса  - развитие  научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой  показатель  - благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история,  по С.-С., прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития:  1) "теологическую" (от первобытного идолопоклонства до политеизма,  на котором основывалось рабство) ; 2) "метафизическую", основанную на монотеизме  христианства, приведшего к феодальному строю; 3) "позитивную" - будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и "промышленниками". Общество будущего, по С.-С., - это общественный идеал,  воплощенный в "промышленной системе", переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: "Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному..." Основной принцип  "промышленной системы", согласно С.-С., - искоренение "всякого паразитизма" и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса "промышленников", охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцев, фабрикантов, инженеров, рабочих, торговцев и др. Будущее общество у С.-С. основано на: научно и планово организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право  работать и получать вознаграждение "по способностям"; не управлении людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством.  "Промышленная система" была дополнена концепцией "нового христианства", имевшей религиозную форму изложения, т.к. С.-С. считал, что "простой народ" не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера  и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с "прогрессом наук". Религиозная форма  учения, его лозунги приоритета общего блага над личным ("Все люди - братья") должны были дополнить материальные стимулы  "промышленной системы" также и моральными. Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С. рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох "органических" и "критических". Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль  в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория  бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С., который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии С.-С., наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия "гражданское общество"  и "государство" , ввел термины  "индустриализация" , "индустриальное (промышленное) общество". Идеи С.-С. оказали большое влияние  на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе  получили развитие в современных концепциях  техно- и экспертократии. Е.М. Прилепко
Похожие на СЕН-СИМОН (SEN-SIMON) КЛОД-АНРИ ДЕ РУВРУА слова / понятия:

СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ
СФЕРА КОМПЕТЕНЦИИ
СФЕРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
СФЕРА ОТВЕРЖЕНИЯ
СФЕРА ПРИНЯТИЯ
СИБ
СИДЕЛКА
СИГНИФИКАЦИЯ
СИКСУ ЭЛЕН
СИКУРЕЛ АРОН