Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

РОЗЕНШТОК-ХЮССИ:



РОЗЕНШТОК-ХЮССИ - (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973) - немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, принадлежащий к духовной традиции  диалогического принципа.  Родился в либеральной еврейской семье, в 1906 пережил религиозный кризис и крестился. Рано и успешно начав академическую карьеру, Р.-Х. постепенно отошел от чисто теоретической деятельности, совмещая теоретические изыскания с сугубо практическими и организационными вопросами. Участвовал в Первой мировой войне в качестве боевого офицера, в 1919-1921 - главный редактор газеты автомобильного завода "Даймлер-Бенц" в Штутгарте, в 1921 основал и до 1923 возглавлял Рабочую Академию во Франкфурте-на-Майне, в 1925 избран вице-президентом Всемирной Ассоциации образования взрослых, в 1928-1930 организовывал добровольческие трудовые лагеря для совместного сельскохозяйственного труда  рабочих, крестьян и студентов в условиях экономического и политического кризиса. Впоследствии этот опыт был перенесен Р.-Х. в США, куда он переселился в 1933 сразу же после прихода к власти в Германии нацистов. Эта и другие инициативы Р.-Х. послужили основой для создания американского "Корпуса мира". В 1934-1936 Р.-Х. имел профессуру в Гарвардском университете,  а с 1936 и до выхода на пенсию в 1957 занимал должность  профессора Дартмутского колледжа  (г. Хановер, штат Нью-Хэмпшир). Р.-Х. - автор многочисленных статей и книг. Наиболее значительные среди них - монографии "Европейские революции и характер наций"  , "Социология"  , а также двухтомное собрание этапных статей за все время  активной творческой деятельности "Язык  рода человеческого" (1963-1964). Кроме того, многие лекции Р.-Х. в Дартмутском колледже были записаны его студентами на магнитную ленту и сейчас доступны и в виде фонограмм, и в виде распечатанных на бумаге текстов. Помимо христианства Р.-Х. испытал влияние  различных духовных тенденций, прежде всего иудаизма,  философии Гераклита, немецкой трансцендентально-критической философии конца 18 - первой трети 19 в., Фейербаха, концепции И.Г. Гамана, холизма  и идей мыслителей, которых он называл "дизангелистами", т.е. "вестниками катастрофы", в противоположность "евангелистам" - носителям "благой вести", и которых резко критиковал - Дарвина, Маркса , Ницше, Фрейда . Прихотливая и своеобразная мысль Р.-Х. с трудом поддается классификации и совершенно не вписывается в академические схемы. Свой стиль,  противостоящий "систематическому" и "эссеистскому", Р.-Х. называл "постсистематическим" и "пост-афористическим", предполагающим наличие не "коллег", а "друзей". Характерной особенностью подавляющего большинства работ Р.-Х. является сочетание основательного исторического анализа  с учетом состояния, тенденций и противоречий современной культуры. При этом фоном всех его исследований неизменно оказывается проблема  условий совместного существования людей, равно как и условий выживания человечества. Вся концепция  Р.-Х. после мучительных и длительных сомнений ее творца была названа им самим "социологией", хотя в ее рамках основы общепринятого понимания социологии стали объектом серьезной критики. "Социология" Р.-Х. и содержит суть его концепции, резко отличающейся от традиционных принципов философского дискурса  и представляющей собой альтернативу постмодернистским образцам нетрадиционного мышления. Историческая концепция Р.-Х. служила для него основой осмысления истоков и критики метафизики, во многом близкой позициям  Хайдеггера. Однако в своей позитивной части эта критика радикально отличается от поздних хайдеггеровских проектов и связанных с ними постмодернистских моделей деконструкции, равно как и от принципов шизоанализа  и ризоматики. Речь  идет об особой, основанной на диалогическом принципе концепции преодоления метафизики, в ряде пунктов сильно расходящейся даже с аналогичными концепциями других "диалогистов". При жизни взгляды Р.-Х. были известны лишь немногим его друзьям и студентам, хотя и оценивались высоко такими "властителями дум" двадцатого столетия, как П. Тиллих , Л. Мэмфорд и Х. Кокс. Концепция языка Р.-Х. оказала сильное влияние на выдающегося американского поэта У.Х. Одена, а через него, возможно, на И. Бродского. В целом Р.-Х. до сих пор остается маргинальным мыслителем, а его идеи проникают в современную гуманитарию главным образом через посредство его немногочисленных учеников и последователей. также: "Социология" (Розеншток-Хюсси) , "Европейские революции и характер наций" (Розеншток-Хюсси). А.И. Пигалев
Похожие на РОЗЕНШТОК-ХЮССИ слова / понятия:

РОЖДАЕМОСТЬ (И КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ)
РОЖДАЕМОСТЬ ЗА ПЕРИОД (PERIOD FERTILITY)
РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ
РОЗОВАЯ ЭКОНОМИКА
РУБАНОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ
РУКАВИШНИКОВ ВЛАДИМИР ОЛЕГОВИЧ
РУМЯНЦЕВ АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВИЧ
РУМЯНЦЕВА ТАТЬЯНА ГЕРАРДОВНА
РУРАЛИЗАЦИЯ