Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ОПИСАНИЕ, ДЕСКРИПЦИЯ:



ОПИСАНИЕ, ДЕСКРИПЦИЯ - (англ. description - описание)  - 1) процедуры фиксации средствами естественного или искусственного языка  сведений об объектах, фиксируемых в наблюдении, эксперименте  и измерении; 2) способ языковой индивидуализации объектов, позволяющий осмысливать их внутри самих себя как некоторые отдельные целостности. За первым пониманием  термина закрепилось название "эмпирическое О.", за вторым - "теоретическое О.". Эмпирическое О. переводит чувственную информацию в знаковую форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Вторая задача эмпирического О. - обобщение, систематизация, группировка  и классификация,  стандартизация данных наблюдения (эксперимента) и измерения. В этом случае О. соотносится с процедурами объяснения, которые вырастают из О., контролируют О., подчиняют его своим целям. Оно различается по характеру используемого языка (О. на естественных языках и О. на искусственных языках) и по степени своей формализации (качественное О. и количественное О., т.е. О. в математических языках или - в более узком смысле - фиксация данных измерений). Эмпирическое О. дополняется или противопоставляется (в случае фиксации несопоставимости) теоретическому О. В случае "дополнительности" говорят о первичном и вторичном О. Теоретическое (в частности, вторичное) О. не противопоставляется объяснению, а органически вплетается в него. Теоретическое О. опирается на процедуры схематизации и идеализации, на систему концептов и конструктов, гипотез и законов, на целостную теоретическую модель  некоторой предметной области. Оно есть работа  посредством определенного языка, задающего определенную модель видения объекта  и являющегося средством понимания и концептуализации вводимых в исследовательскую программу смыслов и содержаний. Теоретическое О. представляет знание  в принятой внутри дисциплины или теории форме (фиксирует его в определенном словаре терминов, строит по определенным правилам образования и преобразования выражений, задает правила интерпретации, устанавливает критерии соответствия первичных и вторичных О. и способы их введения и определения в теорию). Таким образом, О. ответственно за: 1) закрепление информации (процедуры обозначения, определения, введения терминов, операционализации и концептуализации понятий); 2) передачу информации (в определенных языках и на соответствующих уровнях знания); 3) понимание и первичное объяснение  информации; 4) вписывания ее в более широкие смысловые и когнитивные контексты.  С середины 19 в. фиксируется тенденция  к переосмыслению О. в структурах  знания, ставящая под сомнение доминанту объяснения как конечную цель  научного знания, сложившуюся прежде всего в экспериментальном естествознании. Это переосмысление первоначально было задано В. Дильтеем ("науки о природе" и "науки о духе"), а затем в неокантианстве с его тезисом о науках  о природе и науках о культуре и различением номотетических и идиографических методов, позже разработано в феноменологическом анализе  Гуссерля и концепции языковых игр Л. Витгенштейна, закреплено в различных интерпретациях  понимания как универсальной познавательной процедуры и способа "здесь-и-теперь" бытия, в рамках герменевтического поворота в философии и социогуманитарном знании в целом (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикер и др.), а также в осознавании диалоговости и контекстуальности знания. Столь радикальная критика и акцентирование процедур О. привело к появлению и новых моделей объяснения, исходящих из единства последнего с О. в рамках классической схемы объяснения Поппера - К. Гемпеля: субъекты объясняют не события, а О. событий (Т. Никклз); любое событие является объектом объяснения тогда, когда оно предстает как определенным образом описанное событие (Дж. Фетцер); закон  - это просто общее высказывание в историческом контексте (М. Мерфи) и т.д. Оформилась как самостоятельная модель объяснения и так называемые нарративистские концепции объяснения (А. Данто, У. Гелли, М. Уайт, Т.М. Гуд и др.). В основе этой модели лежит признание зависимости объяснения от избранного типа О. и утверждения нарративной (повествовательной) природы знания, во всяком случае гуманитарного. Это модель О. как "объясняющего рассказа", в которой выбор способа и языка изложения (О.) определяется "общей темой" (паттерном) исследовательской программы или парадигмальной ориентации. В.Л. Абушенко
Похожие на ОПИСАНИЕ, ДЕСКРИПЦИЯ слова / понятия:

ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ
ОРГАНИЦИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ
ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИИ
ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ ТЕОРИЯ
ПЛОТНОЕ ОПИСАНИЕ
ПОДГОТОВКА К БРАКУ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ
ПОКОЛЕНИЕ