Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

НОВОСИБИРСКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (НЭСШ):



НОВОСИБИРСКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (НЭСШ) - представляет собой неформальную ассоциацию ученых, исследующих экономическую жизнь  общества с помощью категорий и методов социологии, закономерности, пути и способы взаимодействия экономической и социальной сфер общества, и в первую очередь - социальные механизмы важнейших экономических процессов. Изучение социального механизма развития экономики (как устойчивой системы взаимодействий разных групп, имеющих разные интересы  и ресурсы, - системы, регулируемой социальными институтами общества, текущей деятельностью  органов управления и др.) - более сложная задача, чем анализ  определяющих это развитие  конкретных факторов. Другими особенностями НЭСШ являются: работа  большинства ученых "на стыке" теории и эмпирии, стремление к системному представлению предмета исследования, сбалансированное внимание к деятельностным и структурным детерминантам социально-экономических процессов, а также к проблемам  города и села, индустриального и аграрного сектора экономики. Представители Школы с 1960-х годов широко используют математические методы  анализа социально-экономических явлений и процессов. Исторически НЭСШ возникла в Новосибирске, но в настоящее время  ее представители связаны скорее общими теоретико-методологическими взглядами и подходами, чем географическим положением. Они живут и работают в большинстве крупных городов Сибири, в Москве, а также за рубежом. Лидером НЭСШ на всем протяжении ее становления и развития являлась академик РАН Т.И. Заславская. Ей принадлежит ведущая роль  в разработке оригинальных концепций и теорий, каждая из которых открывала новый этап в поступательном развитии Школы. Именно на базе возглавляемого Т.И. Заславской (с 1967 г.) отдела социальных проблем Института  экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, руководимой ею (с 1980 г.) социологической специализации экономического факультета НГУ, а также созданного в 1984 г. журнала "Известия СО АН СССР: Серия экономики и прикладной социологии" организационно оформилась НЭСШ. Другой  теоретик, внесший крупный вклад в формирование научной школы, - доктор экономических наук Р.В. Рывкина, активно содействовавшая "социологизации" исходно экономического коллектива,  его движению от социальной экономики к экономической социологии, а также воспроизводству экономико-социологических кадров Сибири. В формировании НЭСШ можно выделить два крупных этапа, условно - допарадигмальный и парадигмальный. На первом этапе (1967-1980) научный профиль Школы можно было охарактеризовать скорее как социальную экономику. На этом этапе акцент делался на исследовании социальных факторов и социальных последствий конкретных экономических явлений и процессов. Реализуемая на этом этапе парадигма  способствовала появлению ряда оригинальных теоретико-методологических концепций и оформлению коллектива как самостоятельной российской социологической школы. В этот период были разработаны: концепция  миграции сельского населения в города  (1966-1970); методология  социологического изучения трудовой мобильности (1968-1974); концепция города и села как относительно самостоятельных и взаимодополняющих подсистем общества, имеющих долгую перспективу существования (1972-1975); методология системного изучения сельского (аграрного) сектора как специфической подсистемы общества (1975-1980); методология изучения образа  жизни сельского населения (1975-1979); концепция социально-территориальной структуры общества и регионов (1979-1983) и др. В итоге этих исследований выявилась необходимость разработки новой - экономико-социологической - методологии изучения экономических процессов. На следующем, парадигмальном этапе было заложено новое как для данного коллектива, так и для российской науки научное направление - экономическая социология.  Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной была разработана концепция социального механизма развития социалистической экономики (СМРЭ); причем эта категория  стала центральной в авторской интерпретации экономической социологии. С этого момента ученики и последователи Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной начинают исследование  конкретных проекций СМРЭ на примере аграрного сектора общества и отдельных сфер городского хозяйства. Важное влияние  на формирование Школы оказало постоянное пополнение лучшими выпускниками социологической специализации экономического факультета НГУ и аспирантуры по специальности "Прикладная социология" . Основными учителями, притягивавшими молодежь  и уделявшими много внимания ее квалификационному росту, были Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина. К настоящему времени Школа насчитывает уже три поколения "учеников", имеющих собственное имя в науке. Первое поколение  учеников сформировалось в рамках двух концепций, разработанных Т.И. Заславской, - миграционной и механизменной. Это д.с.н. Л.В. Корель (миграция населения) , к.э.н. Л.А. Хахулина (трудовая мобильность) , д.э.н. С.В. Соболева (социальная демография) , д.с.н. А.Я. Троцковский, к.э.н. Е.Е. Горяченко, к.э.н. В.И. Федосеев (социально-территориальная структура  села, территориальная проекция  СМРЭ), к.э.н. А.Н. Шапошников (социальный механизм  распределительных отношений). Второе поколение учеников Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной развивалось уже в рамках экономической социологии и, в частности, методологии изучения социальных механизмов. Его представители - д.с.н. О.Э. Бессонова (социальный  механизм жилищных отношений, концепция раздаточной экономики), д.э.н. Л.Я. Косалс (социальный механизм инновационных процессов), к.э.н. С.Г. Крапчан (социально-региональная структура), А. Леденева (социология  блата), к.ф.-м.н. М.Л. Суховский (кадровый механизм и социальные качества руководителей и специалистов), д.с.н. М.А. Шабанова (социальный механизм функционирования института "шабашничества", деятельностно-структурная концепция трансформации свободы в меняющемся обществе) и многие другие. Третье поколение НЭСШ в значительной степени формируется благодаря социологическому отделению экономического факультета НГУ, которым руководят представители второго поколения к.с.н. Т.Ю. Богомолова (социально-экономическая стратификация)  и к.с.н. С.Г. Саблина (статусная рассогласованность). Последователями и соратниками основных авторов концепции СМРЭ стали д.с.н. З.И. Калугина (аграрная социология), д.э.н. В.Д. Смирнов (разработка и внедрение новых форм хозяйствования на селе). Наряду с этим магистральным направлением в рамках НЭСШ развивались и другие направления, лидеры которых также составили своего рода ядро школы: исследования бюджетов времени населения (д.ф.н. В.А. Артемов, д.с.н. З.И. Калугина), движение кадров в промышленности и строительстве (д.э.н. Е.Г. Антосенков и к.э.н. З.В. Куприянова, к.э.н. В.А. Калмык), индустриальная социология  (д.с.н. В.И. Герчиков), уровень и качество жизни  населения (к.э.н. Л.А. Хахулина, В.С. Тапилина), моделирование  социально-демографических процессов (д.э.н. Ф.М. Бородкин, д.э.н. С.В. Соболева), математические методы обработки и анализа социологических данных (д.ф.-м.н. Б.Г. Миркин, к.ф.-м.н. В.А. Трофимов, к.ф.-м.н. П.С. Ростовцев). Однако несмотря на сложившуюся многоядерность Школа представляла собой глубоко интегрированное научное сообщество.  Становление НЭСШ прошло путь от первоначально разрозненных научных коллективов, чисто формально соединенных в рамках отдела, до коллектива, сплотившегося вокруг руководителя отдела как своего формального и неформального лидера на базе общей теоретической ориентации. Во внешней среде весь отдел, как правило,  ассоциировался со школой Т.И. Заславской. Консолидация  коллектива осуществлялась по нескольким каналам. Главный из них - научно-методологический: формирование общей теоретической платформы исследования, единой системы используемых понятий, общего языка.  Важной традицией было нелицеприятное критическое обсуждение замыслов и результатов исследований на методологических семинарах и научных советах, коллективные дискуссии и "мозговые атаки", взаимное консультирование,  рецензирование и пр. Способствовало интеграции и то обстоятельство, что предмет исследований Школы постепенно расширялся - от изучения отдельных актуальных процессов к комплексному исследованию социально-экономической жизни отдельных территориальных единиц. Это создавало устойчивую потребность  во взаимодействии между разными элементами организационной структуры отдела, а также между его предметными ядрами (демография, труд,  досуг,  доходы,  потребление,  образ жизни,  культура,  социальная структура  и социальные процессы) . Успешному развитию НЭСШ содействовала обеспеченная Сибирским отделением  АН СССР надежная институциональная база и, в частности, возможность практически ежегодной организации крупных экспедиций в разные города и регионы  Сибири. Внешнее признание новосибирского социологического коллектива как самостоятельной научной школы пришло еще в период разработки ее первых теоретико-методологических концепций. Советское социологическое сообщество квалифицировало новосибирский коллектив как научную школу, характерными чертами которой были: добротность разработки теоретических и методических вопросов, системный подход,  широкомасштабность исследований, фундаментальность и универсальность выводов, сочетание статистических и социологических методов, широкое использование математических моделей и методов. "Визитной карточкой" НЭСШ стала монография Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной "Социология экономической жизни: Очерки теории"  (Новосибирск: Наука,  1991). Несмотря на то, что в силу разных причин опубликованной оказалась лишь первая часть рукописи, для широкого круга читателей монография обозначила новый парадигмальный этап - возникновение и развитие экономической социологии. Дальнейшими шагами в этом направлении стали коллективная монография "Социальная траектория реформируемой России:  Исследования Новосибирской экономико-социологической школы" (Новосибирск: Наука, 1999), "Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы" (Новосибирск: Наука, 2002), а также фундаментальная авторская монография лидера школы Т.И. Заславской "Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция" (М.: Изд-во "Дело", 2002). О.Э. Бессонова, М.А. Шабанова
Похожие на НОВОСИБИРСКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (НЭСШ) слова / понятия:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
ОБРЯД (РИТУАЛ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ
ОБЩЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯПОНСКОЕ
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
ОКСФОРДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ