Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ):



НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ) - (от позднелат. innovatio) - изменение,  развитие  способов и рез-тов деятельности людей. Сущность Н. составляет инновационная деятельность,  а содержание - комплексный процесс  создания, распространения и использования нового практич. средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития об-ва. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той соц. и вещественной среде, в к-рой совершается его жизненный цикл.  В зависимости от предметного содержания Н. различают технич. (продуктивные, технологич.) и соц. организационные, культурные), а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство Н. включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность.  Термин  "инновация"  вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция" ; в особенности внимание было привлечено к диффузии культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. Тем самым понятие  инновации оказалось включено в контекст  концепции диффузионизма,  к-рый пришел на смену плоскому эволюционизму  в трактовке изменений культуры. В первой половине XX в. под влиянием  функционализма  процессы изменений оказались на периферии внимания соц. наук на Западе,  а инновации интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе или же как отклонение от нормы,  служащее источником новых напряжений. Но экономич. наука  уже в начале XX в. освоила понятие Н., обозначая им новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник "предпринимательской прибыли" и одно из важнейших средств преодоления циклич. кризисов (Й. Шумпетер). Советский ученый Н. Д. Кондратьев во второй половине 20-х гг. обнаружил примерно 50-летние "большие циклы" (за рубежом их называют "длинные волны") крупномасштабных нововведений. После кризиса 30-х гг. становится популярным среди менеджеров термин "инновационная политика  фирмы"; тогда же начались, а в 50-70-х гг. получили широкий размах  эмпирич. исследования технических и организационно-управленческих Н., осуществляемых фирмами и др. деловыми организациями. При этом стали активно изучаться собственно соц. факторы  Н. в экономич. сфере. Социологи, стремясь преодолеть слабости функционализма, во второй половине XX в. стали смотреть на Н. как на стадию общего процесса соц. изменения, выделив в ней четыре основных элемента:  "новшество", "новаторы", "агенты диффузии", "оцениватели"; критич., переломную фазу процесса составляет изменение поведения "оценивателей" соответственно тем или иным Н. Инновационный процесс  - это процесс создания, распространения и использования новшества; его структура  определяется внутренней, предметной логикой инновационной деятельности. Различаются две основные формы воспроизводства инновационных процессов. В случае простого воспроизводства новшество продолжает создаваться лишь в той организации, в к-рой оно возникло, а инновационный процесс подразделяется на такие стадии, как возникновение предпосылок Н. (новые потребности, идеи, на-учн. открытия и др.), создание новшества, распределение  его среди пользователей, использование новшества. В случае расширенного воспроизводства добавляются стадии: распространение методов получения новшества в др. организациях  и широкое его создание для насыщения потребности в нем. Инновационный процесс взаимодействует с окружающей его соц. и вещественной (в т. ч. природной) средой. Динамика  этого взаимодействия выражается в жизненном цикле Н., в к-ром различают стадии: старт, быстрый рост, зрелость,  насыщение потребности в новшестве, финиш. Эффективность Н. во многом определяется темпами его роста (нередко они связаны с успешностью перехода от простого к расширенному воспроизводству инновационного процесса) и своевременностью его прекращения (при насыщении потребности в новшестве). Взятые в единстве инновационный процесс и жизненный цикл характеризуют Н. как целостную динамич. систему. Н. - противоречивая система.  Исходным является противоречие  между инновационной и рутинной деятельностью:  первая отрицает вторую. Острый характер имеют противоречия внутри самой инновационной деятельности - между радикальными и совершенствующими ее видами. Ряд противоречий определяется разделением труда  между участниками инновационного процесса - инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из таких инновационно-функциональных групп имеет свои интересы,  нередко существенно отличающиеся от интересов др. групп. Это обусловливает и различное отношение  их к Н. - инициатива,  содействие, бездействие либо противодействие. Особую актуальность имеет задача интенсификации инновационных процессов. Ее решение  требует широкого развития комплексных, в т. ч. социологич., исследований Н. В блок-схемы параметров таких исследований включаются: характеристики новшества (тип, конкретное содержание, потенциал,  социокультурная и организационная адаптируемость и др.); организации-участницы (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновативность внут-риорганизационных и межорганизационных структур и процессов и т. д.); среда  Н. (характеристики экономич. отношений, организация и стратегия управления Н. в соответствующей отрасли и т. п.); динамика Н. (параметры,  характеризующие стадии инновационного процесса и жизненного цикла Н.); рез-ты Н. (его завершенность и эффективность). Комплексный характер Н. означает, что для их интенсификации необходимо проектировать не только технико-экономич., но и соц.-организационные и социокультурные параметры, развивать профессиональное консультирование управленческое  (см.) относительно инновационных процессов, осуществлять специализированное обучение персонала трудовых организаций восприимчивости к Н., развитию инновационных способностей и т. п. Это предполагает применение новейших методов исследования, проектирования и обучения - таких, как инноввационные игры, диагностика  реализуемости и эффективности Н., специализированные тренинги.  Лит.: Социальные факторы  нововведений в организационных системах. М., 1980; Структура инновационного процесса. М., 1981; Инновационные процессы. М., 1982; Шумпетер Й. Теория  экономического развития М., 1982; Нововведения в организациях. М., 1983; Проблемы интенцификации и диагностики нововведений. М., 1984; Проектирование  и организация нововведений. М., 1987; Нововведения как фактор развития. М., 1987; Пригожин А.И. Нововведения как стимулы  и препятствия. М., 1989. Н.И. Лапин.
Похожие на НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ) слова / понятия:

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ
НОВЫЕ МАРГИНАЛЫ
НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ
НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ
ОБОСНОВАННОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОДНОКАРЬЕРНАЯ СЕМЬЯ
ОПЕРАЦИЯ