Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

МОСКОВИЧИ:



МОСКОВИЧИ - (Moscovici) Серж (р. 1925) - французский психолог и социолог, один из авторов теории социальных представлений. Профессор высшей школы социальных наук, директор Центра социально-технологических исследований (Париж). Основные работы: "Очерк о природе человеческой истории" (1968); "Век толп. Исторический трактат по психологии масс" (1981); "Технология  изобретения богов" (1988); "От коллективных представлений к социальным представлениям" (1989) и др. В отличие от коллективных представлений в концепции Дюркгейма , обладающих принудительным характером по отношению к индивиду  и развивающихся под воздействием сил sui generis на протяжении многих поколений, одних и тех же во всем обществе, социальные представления (по М.) - это знания и верования,  которые возникли в повседневной коммуникации и имеют соответствующую структуру. Теория  социальных представлений должна определить: как возникают и строятся концептуальные схемы, как формируется система  значений и личностных смыслов субъекта в ходе социальных интеракций. Эти системы интерпретации, классификации и типологии организованы совершенно различным образом в разных культурах,  классах или группах  и составляют мир мнений культур, классов или групп. Представления можно рассматривать как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций. Понятия, содержащиеся в представлениях, получают благодаря натурализации квазифизическую форму существования, которая позволяет им быть конституирующим фактором социальной реальности. Речь  идет о своеобразной онтологии здравого смысла, ограничивающей "свое" пространство  индивида. Социальный процесс  - это процесс  когнитивного освоения действительности, в котором объекты  и индивиды познаются и дифференцируются на основе моделей предыдущего опыта. Но выражая отношение  к социально значимым объектам, социальные представления не репродуктивны. Источником изменений служит трансформация содержаний, возбуждающая в обществе определенные образцы, язык  и идеи, которые делают возможными коммуникацию и действия. Новые сущности (харизма,  бессознательное, комплексы)  обогащают онтологию общества и придают "реальности" новую форму. Факт  репрезентации отличает объяснительное познание  здравого смысла от описательного познания науки и выполняет адаптационную (странного к обычному) и регуляционную (поведения) функции. Активная роль  социальных представлений определяется их измерениями: информативностью, установкой и "полем представления" - оригинальным понятием  концепции, обозначающим иерархизированное единство элементов содержания, образных и смысловых компонентов. С концепцией социальных представлений у М. тесно связано исследование  психологии масс (толп). В последней фиксируется резкое противопоставление поведения индивида вне толпы его же поведению в составе толпы. Особо анализируется категория  публики как рассеянной толпы, ее превращенной формы, складывающейся во многом под воздействием средств массовой коммуникации. В своем анализе  М. следует традиции,  заданной Лебоном (частично, Тардом), дает свою интерпретацию версии взаимоотношения толпы и вождя, по Фрейду, преломляя их через концепцию социальных представлений. При этом указывая на нежелательность психологизации темы, М. одновременно предостерегает и от недооценки возможностей психологии в ее анализе. Д.М. Булынко
Похожие на МОСКОВИЧИ слова / понятия:

МОСС МАРСЕЛЬ
МОТИВАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ХЕРЦБЕРГА
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
МУЛЬТИВЕРСИТЕТ
МУР БАРРИНГТОН
МУЖЕСТВЕННОСТЬ
МУЗЫКА
МЫСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП