Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

МОДА:



МОДА - (лат. modus - мера, правило,  образ)  - обычно непродолжительное господство  определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение  внешнего (прежде всего предметного) окружения людей. И. Кант определял М. как "непостоянный образ жизни" . Как массовое увлечение каким-либо явлением, М. известна еще с древности; М. в современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв. Изучение М. не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе М. свойственны: релятивизм  (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям) , иррациональность (М. обращена к эмоциям  человека,  ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М. практически не ограничена; М. обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). М. выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время.  К функциям  М. можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности  и образцы повеления, формировать вкусы субъекта и управлять ими. М. дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. М. выступает как одно из средств социализации: М. как подражание  данному образцу "удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией М. является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал М. классовым явлением: М. различных социальных слоев всегда различна. "Космополитичная" функция современной М. заключается в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции М., связанной с ее динамизмом: М. опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная М. имеет две существенные особенности: М. 19-20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М. - это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной М. резко возрос (сейчас модный стиль  держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения М. большинство исследователей высказывается за ведущую роль  психологических факторов: подражание (Лебон - ), стремление к собственному величию (З. Фрейд - ), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила.  Эффективность  проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п. Д.К. Безнюк
Похожие на МОДА слова / понятия:

МОДА СТАТИСТИЧЕСКАЯ
МОДАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОХОДА
МОДЕЛЬ РАЗУМНОГО, ИЛИ ПЛАНИРУЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОДЕЛЬ УТОЧНЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ
МОДЕЛЬ ВОЛНОВОЙ ДИНАМИКИ
МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
МОДЕРАТОР
МОДЕРН
МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МОМДЖЯН КАРЕН ХАЧИКОВИЧ