Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

МИД (MEAD) МАРГАРЕТ:



МИД (MEAD) МАРГАРЕТ - (1901-1978) - американский антрополог, профессор Нью-Йоркского, Йельского, Колумбийского университетов, ученица Боаса и Бенедикт . Дочь Дж.Г. Мида . Работала в отделе этнологии Американского музея естественной истории. В течение 40 лет изучала примитивные народы  бассейна Тихого океана. Основные работы: "Взросление на Самоа" (1927); "Как растут на Новой Гвинее" (1930); "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935); "Мужчина и женщина: изучение полов в изменяющемся мире" (1949); "Преемственность в эволюции культуры" (1964); "Культура  и преемственность. Изучение конфликта,  поколений" (1970) и др. Главная тема творчества М. - "Культура и Личность"  - охватывает несколько направлений исследований: культурно обусловленные методы  воспитания, их влияние  на развитие  индивидуальности у детей; социальные источники конфликтов между поколениями (сравнение  подросткового периода в архаических обществах и в странах Запада) ; предписываемые культурой способы мужского и женского поведения, зависимость сексуального поведения, соотношения материнских и отцовских ролей от принципов культуры; этнокультурные особенности психических процессов, закономерности формирования и проявления национального характера. М. разграничивала понятия социализации и инкультурации, где первое обозначает социальное  научение вообще, а второе - "реальный процесс  научения, как он происходит в специфической культуре". М. выделяет три типа культур: 1) постфигуративные; 2) кофигуративные; 3) префигуративные. Для первого типа характерно: неосознанность и медлительность изменений; чувство  неизменной преемственности, обусловленное непосредственным контактом по крайней мере трех поколений. Прототипом постфигуративной культуры может быть изолированная примитивная культура, в которой мифологическое и близкое прошлое сливаются, а неизменность поддерживается вытеснением всего, что нарушает непрерывность и тождество. Условия, ведущие к изменениям в культурах постфигуративного типа, существуют в скрытом виде. Кофигуративной является культура, в которой моделью  поведения для людей, принадлежащих данному обществу, становится поведение  их современников. Кофигурация начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы (например, в результате уничтожения старшего поколения, развития техники, переселения, завоевания, смены вероисповедания, революции и т.д.). Стиль  кофигурации, пределы ее проявления в поведении могут определять и старшие поколения. Постфигуративные элементы,  придающие обществу устойчивость, присутствуют и в этом типе культуры в виде некритически воспринятых убеждений и ценностей и автоматически усвоенных поведенческих реакций. Постфигуративные культуры, согласно М., могут восстанавливаться с помощью господствующей религии, национального государства или в форме культур отдельных социальных групп. Утверждению кофигурации в качестве доминирующей формы передачи культуры способствуют, по мнению М., средства массовой информации.  Обострение различий опыта поколений создает новую культурную форму - префигурацию, где старшие поколения учатся у младших. М. различала культуры, в которых дети обучаются в основном практически (на собственном опыте), но под руководством  старших (learning cultures) и культуры, где существуют специализированные институты  обучения детей (teaching cultures). Теоретические и культурологические исследования М. кумулируются в утопический проект  создания всемирной "культуры участия", в которой приобретение человечеством семиотического и языкового единства будет возможно в результате технологической модернизации "третьего мира" и "революции метафор" в развитых странах, в ходе которой произойдет переориентация западной культуры с демонического понятия "ад" на живой образ  "рая". Идеи М. продолжают оказывать влияние на этнографические (этнологические) и культурологические исследования, а также на социологическую школу символического интеракционизма.  Н.Ю. Шило
Похожие на МИД (MEAD) МАРГАРЕТ слова / понятия:

МИФ СОЦИАЛЬНЫЙ
МИГРАЦИИ САЛЬДО
МИГРАЦИЯ ВРЕМЕННАЯ (СЕЗОННАЯ)
МИГРАЦИОННАЯ КОГОРТА
МИГРАЦИОННЫЙ ПОТОК
МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ (ЧИСТАЯ МИГРАЦИЯ, САЛЬДО МИГРАЦИИ)
МИКРОДЕМОГРАФИЯ (MICRODEMOGRAPHY)
МИКРОПЕРЕПИСИ
МИКРОСЕГРЕГАЦИЯ
МИКРОСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ