Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

МАО ЦЗЕДУН:



МАО ЦЗЕДУН - (Мао Zedong) (1893—1976) - один из основателей Китайской коммунистической партии в 1921 г., который, руководя продолжительное время  сельским движением (с 1927 по 1949 г.), разработал теорию социалистической революции, основанной на ведущей роли крестьянства. В условиях, подобных Китаю, классовая борьба  достигла тупика при немногочисленном пролетариате  и слабой зависимой компрадорской буржуазии в городах (см. Компрадорский капиталист) , а также укоренившейся в сельской местности аристократии. Со времени Китайской революции 1949 г. и до своей смерти Мао был реальным лидером Китайской Республики, и при нем предпринимались различные политические методы  поощрения социалистического развития. Хотя в течение его руководства, по сравнению с другими странами "третьего мира", Китай познал ускоренное процветание сельского населения, в особенности в области здравоохранения, это были и трудные времена. В 1959—1962 гг. провал одной из его программ — "большого скачка" — наряду со стихийными бедствиями привел к массовому голоду  (и к 50 миллионам смертных случаев, по оценкам  некоторых комментаторов). "Культурная революция"  1965—1970 гг., предусматривавшая смещение  засидевшихся должностных лиц и отказ от старых путей, также отчасти была попыткой Мао усилить собственное положение перед лицом усиливающейся оппозиции (см. также Культ личности) . Она закончилась широкими социальными разрушениями, вызванными ссылкой в глухие провинции или смертью многих из тех, кто считался противником идей и практической деятельности Мао, воплощенных в "Краткой Красной книге" (цитаты из его речей и писем). В течение того периода была введена жесткая цензура, особенно против чего-либо, что отражало влияние  "бумажного тигра" — западного империализма.  Отношение  Мао к Марксизму  Советского Союза было сложным и противоречивым. С одной стороны, в 1920—1930-х гг. он публично объявил о лояльности Сталину и в 50-е гг. принял пятилетний план,  базирующийся на сталинской централизованной командной экономике. С другой  стороны, его вера  в крестьянство находилась в конфликте  с советской теорией. Когда Япония была побеждена в 1945 г., Сталин признал противника Мао — Чан Кайши — и его партию Гоминьдан (Национальную партию) правительством Китая, признав Мао лишь после того, как он пришел к власти без советской помощи. Имел ли Мао приверженность к сталинизму  — спорный вопрос, но китайско-советский раскол в 1959 г. был сглажен им на том основании, что после смерти Сталина в 1953 г. Советский Союз отверг "капиталистический путь". Находясь у власти, Китайская коммунистическая партия  приняла сталинистский образец централизованной организации, но, возможно случайно, особенно в сельских районах партийный и государственный контроль  был гораздо менее распространен, чем в Советском Союзе. Имелся, по определению некоторых комментаторов (Уайт, 1983), "радикальный маоизм"  — стремление поощрять массовое политическое участие, поддерживающее революционный процесс,  а в период "культурной революции" наблюдались ограниченные попытки достичь более демократических форм организации путем участия главных местных административных органов в делах фабрик и коммун. Одна из интерпретаций различных аспектов политики Мао состоит в следующем: прежде всего он был в высшей степени приспосабливающимся, а иногда и беспринципным политическим деятелем. Например, его примирение с Западом в начале 70-х гг. явно противоречило пятидесятилетнему противостоянию всем аспектам западного капитализма,  но должно было, с одной стороны, образовать альянс против Советского Союза и Северного Вьетнама, а с другой — открыть путь торговле и технологии, в которой нуждался Китай. Другие интерпретации вообще склонны сосредоточиваться ча одном периоде его жизни, игнорируя для удобства противоречия других. Таким образом, политическое наследие маоизма, в том нисле политических групп, черпающих вдохновение из жизни и деятельности Мао, фрагментарно и часто противоположно. Одно из проявлений маоизма — партия "Красных Кхмеров", выдвинувшая теорию социального преобразования путем массового террора.  В Перу, начиная с 1980 г., группировка  "Сендеро Луминосо" — "Светлый Путь" — вела партизанскую войну в сельской местности, основанную на идеях и практике Мао 30-х гг. См. Коммунизм. 
Похожие на МАО ЦЗЕДУН слова / понятия:

МАРГИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
МАРИАТЕГИ (MARIATEGUI) ХОСЕ КАРЛОС
МАРКС КАРЛ
МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ
МАРШАЛЛ ТОМАС X.
МАСЛОУ АБРАХАМ
МАСС ОБСЭРВЕЙШН
МАССИФИКАЦИЯ
МАССОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МАСТЕРСТВО