Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЛОТМАН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ:



ЛОТМАН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ - (1922-1993) - русский культуролог, семиотик, филолог. С 1939 - студент филологического факультета Ленинградского университета;  с 1940 - в Советской армии, участник войны. В 1950-1954 работал  в Тартусском учительском институте,  с 1954 - в Тартусском университете (в 1960-1977 - зав. кафедрой русской литературы). С 1951 - кандидат, с 1961 - доктор филологических наук. Член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской (1990) академий. Был вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики. Лауреат Пушкинской премии РАН. Организатор серии "Труды  по знаковым системам"  в "Учебных записках Тартусского университета", руководитель регулярных "летних школ" (по вторичным моделирующим системам). Один из фигурантов "Тартусско-Московской школы семиотики" (глава тартусской школы). Основные работы: "Лекции по структурной поэтике" (1964); "Структура  художественного текста"  (1970); "Анализ  поэтического текста" (1972) ; "Статьи по типологии культуры" (Вып. 1-2, 1970-1973); "Семиотика  кино и проблемы киноэстетики" (1973); "Сотворение Карамзина" (1987); "Культура  и взрыв" (1992) и др. С начала 1960-х Л. разрабатывает структурно-семиотический подход  к изучению художественных произведений (опираясь на традиции  русской "формальной школы", особенно Ю.Н. Тынянова, и учитывая опыт развития семиотического структурализма) . За исходную точку любой семиотической системы Л. принят не отдельный знак  (слово), но отношение  минимально двух знаков, что позволило иначе взглянуть на фундаментальные основы семиозиса. Объектом анализа оказывается не единичная модель,  а семиотическое  пространство ("семиосфера"), внутри которого реализуются коммуникационные процессы  и вырабатывается новая информация.  Семиосфера строится как концентрическая система, в центре которой находятся наиболее очевидные и последовательные структуры, представляющие мир упорядоченным и наделенным высшим смыслом. Ядерная структура ("мифообразующий механизм") репрезентирует семиотическую систему с реализованными структурами всех уровней. Движение к периферии повышает степень неопределенности и дезинтеграции, свойственные внешнему по отношению к семиосфере миру, и подчеркивает значимость одного из главных понятий - границы. Граница  семиосферы понимается Л. как сумма билингвинальных переводчиков-фильтров, обозначающих также тип социальных ролей и обеспечивающих семиотизацию поступающего извне и превращению его в сообщение.  Ситуация, при которой пространство  реальности не охватывается ни одним языком в отдельности, но только их совокупностью,  есть не недостаток, а условие существования языка  и культуры, т.к. диктует необходимость другого - человека,  языка, культуры. Граница имеет и другую функцию - места ускоренных семиотических процессов, которые затем устремляются в ядерные структуры, чтобы вытеснить их. Введение противоположных и взаимно альтернативных структурных принципов придает динамизм семиотическому механизму культуры. Моделирование  неопределенности связано с типологическим описанием  различных культур и набором допустимых перекодировок, с теоретической проблемой переводимости-непереводимости. Заложенные в культуре альтернативные коды превращают семиотическое пространство в диалогическое: все уровни семиосферы, как бы вложенные друг в друга, являются одновременно и участниками диалога  (частью семиосферы), и пространством диалога (целым семиосферы). Семиотика культуры не ограничивается представлением культуры в качестве знаковой системы - само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных типологических характеристик культуры. Любая реальность, вовлекаемая в сферу культуры, начинает функционировать как знаковая, а если она уже имела знаковый (или квазизнаковый) характер, то становится знаком знака (вторичной моделирующей системой). В социальном отношении культура понимается как сумма ненаследственной информации или сверхиндивидуальный интеллект,  восполняющий недостатки индивидуального сознания. Л. сопоставляет функционально и структурно близкие "интеллектуальные объекты"  - естественное сознание  человека как синтез деятельности двух полушарий и культуру как идею би- и полиполярной структуры и делает вывод о изоморфизме процессов порождения языка, культуры и текста. Основная функция  культуры заключается в структурной организации мира - создании вокруг человека социальной сферы, которая делает возможной общественную жизнь.  Для нормального функционирования культура, как многофакторный семиотический механизм, должна понимать себя целостной и упорядоченной. Требование целостности (наличия единого принципа  конструирования) реализуется в автодескриптивных образованиях метакультурного уровня, которые можно представить как совокупность текстов или грамматик ("культура текстов" и "культура грамматик"). Понятие  текста дано не как метафизическая, отдельная от истории "реальность", а как определенное, исторически данное субъектно-объектное отношение. От понимания текста как манифестации языка Л. приходит к понятию текста, порождающего свой язык. Таким образом, в программу изучения культуры, по Л., входит различение субтекстовых (общеязыковых) значений, текстовых значений и функций текста в системе культуры. Культура есть сложно устроенный текст, распадающийся на иерархию "текстов в тексте" и образующий их сложные переплетения. Д.М. Булынко, С.А. Радионова
Похожие на ЛОТМАН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ слова / понятия:

ЛОЖНАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ
ЛОЖНЫЙ КОНСЕНСУС
ЛУКАЧ ДЬЕРДЬ
ЛУКАЧ (LUKACH) ДЬЕРДЬ (ГЕОРГ)
ЛУКМАН (LUCKMANN) ТОМАС
ЛУКМАН, ТОМАС
ЛУМАН (LUHMAN) НИКЛАС
ЛУМАН (LUHMANN) НИКЛАС
ЛУМАН, НИКЛАС
ЛЬВЫ И ЛИСЫ