Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ЛЕВИ-СТРОСС (LEVI-STRAUSS) КЛОД:



ЛЕВИ-СТРОСС (LEVI-STRAUSS) КЛОД - (p. 1908) - французский этнолог и социолог, положивший начало структуралистским исследованиям в области культурологии. Профессор университета  в Сан-Паулу (1935-1938), советник по культуре французского посольства в США (1946-1947), зам. директора Антропологического музея в Париже (1949-1950), профессор Коллеж де Франс (с 1959). Член Французской академии (1973). Основные сочинения: "Структурная антропология"  (1958); "Мифологии. Тт. 1-4" (1964-1971); "Структурная антропология  - 2" (1973); "Структура  мифов" (1970); "Колдун и его магия"  (1974) и др. Согласно Л.-С., философия  являет собой "временного заместителя науки", ибо последняя достаточно оперативно осуществляет экспансию в сферу традиционных философских проблем. Рассматривая философскую составляющую аутентичного структурализма  в виде "кантианства без трансцендентального субъекта", Л.-С. предполагал, что именно такой подход  делает осуществимым непосредственный доступ к реальности объективированного мышления. Неудовлетворенный субъективизмом господствовавшей в середине 20 в. во Франции экзистенциальной философии, Л.-С. обращается к этнографии и антропологии. Его интерес  к изучению объективированных форм и внесознательных детерминант человеческой психики предопределили теоретические установки, с одной стороны, Маркса и Фрейда , с другой  - Дюркгейма , американской - Боас , Кребер - и английской (Малиновский - , Радклифф-Браун  - ) школ антропологии. Непосредственный методологический импульс новаторские изыскания Л.-С. получили из структурной лингвистики (Р. Якобсон и др.) - прежде всего в виде фонологического метода.  Значение  последнего Л.-С. видел в: 1) переходе от изучения сознательных явлений к исследованию бессознательного их базиса;  2) отказе рассматривать члены отношения в качестве автономных независимых сущностей и преимущественном анализе  отношений между ними; 3) введении понятия системы; 4) выявлении - впервые - социальной наукой "необходимых" отношений. Преодолевая узкоэмпирический подход, Л.-С. делает два базисных допущения: о существовании "другого плана"  действительности, лежащего в основании наблюдаемой в опыте реальности, и типологического сходства феноменов культуры и явлений языка.  Специфика складывающейся на этой основе концепции универсальной структуры заключается в понимании бессознательного как формальной матрицы (по типу двоичного кода), элиминирующем содержательные моменты его классической психоаналитической версии, а также в предположении всеобщности такой пустотной формы для организации различных уровней социальной жизни. Общество,  в соответствии с этим, рассматривается с позиций семиотики и теории информации как полиморфная система  коммуникаций (противоположных полов, имуществ, лингвистических знаков), имеющих инвариантом фундаментальное означаемое в форме бинарных оппозиций. Задачей структурного анализа, таким образом, является считка разнообразных символических культурных форм (искусство,  религия  и т.д.) как кодов этого архетипического языка. Проблематика  кодирования столкнулась с новым подходом Л.-С. к оценке первобытного мышления. В отличие от "теории прелогизма" Леви-Брюля, выделявшего коллективные формы мышления архаических народов в качестве "дологического мышления", Л.-С. полагает, что "человек  всегда мыслил одинаково хорошо". В результате применения особых процедур поиска и моделирования единиц мифа ("мифем") Л.-С. делает вывод о присутствии в нем позитивной логики в форме структуры мифов, функционирующей в режиме медиации (опосредования) основных жизненных противоречий. Разрыв между мыслью о предметах и самими предметами, по Л.-С., заполняется магическим мышлением, что обеспечивает слитность чувственного и рационального в опыте первобытного коллектива.  Поэтому сам факт  звучания слова воспринимается "в качестве немедленно предлагаемой ценности" , благодаря чему сама речь  на равных правах  включается в обменные процессы  первобытного коллектива, организма, выступая специфической естественной идеологией. Современные же рациональные идеологии выполняют функции поставщиков чувства безопасности и гармонии для социальных групп гораздо менее эффективно. В итоге у Л.-С. складывается идеал  своеобразного первобытного "сверхрационализма". Несмотря на исключительное воздействие на интеллектуальную ситуацию во Франции и за ее пределами, а также большой вклад во многие конкретно-научные области знания работы Л.-С. получали очень неоднозначную оценку. (Так, по мысли П. Рикёра, структурализм Л.-С. - это "кантианство без трансцендентального субъекта".) Подвергались обширной и аргументированной критике его попытки возвести выявляемые структуры человеческого интеллекта  в ранг  универсального объяснительного принципа,  компьютерная утопия  исчисления социальных закономерностей, ограниченность исследований закрытыми и внеисторичными системами устойчивого значения. А.А. Горных
Похожие на ЛЕВИ-СТРОСС (LEVI-STRAUSS) КЛОД слова / понятия:

ЛЕВИН (LEWIN) КУРТ
ЛЕВКО АНАТОЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ
ЛЕВО-ПРАВЫЙ КОНТИНУУМ
ЛЕВЫКИН ИВАН ТИХОНОВИЧ
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
ЛИЧНОСТЬ МАРГИНАЛЬНАЯ
ЛИЧНОСТНАЯ ЗОНА
ЛИЧНОСТНОЦЕНТРИСТСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ