Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:



КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - - одна из основных составляющих социологии, предметом которой является сфера культуры и составляющие ее институты  культуры, в которых организуется творческая деятельность  людей искусства (театр, кино, литература, музеи, книгоиздание, творческие союзы, профессиональные организации и т.д.), функционируют объекты  культуры (произведения искусства, памятники) и осуществляется социальное  потребление  культурных благ. К.С.И. необходимо рассматривать как одно из основных звеньев в полидисциплинарной структуре современных наук об обществе и культуре наряду с социологией досуга,  социологией религии, культурной антропологией, этнологией, социальной философией и др. Социологи традиционно разрабатывали проблематику культуры в рамках различных направлений социальной теории. Более чем вековая научная традиция,  специфика понятийного аппарата и методов социологии в исследованиях культуры создали значительный объем теоретических и эмпирических знаний К.С.И. Следует отметить, что в социологической теории понятие  "культура"  трактуется в двух основных значениях: 1) как механизм социальной интеграции и регуляции - Г. Спенсер , М. Вебер , Т. Парсонс ; 2) как особая социальная сфера (сфера духовного производства), включающая прежде всего социальный  контекст мира искусства (это значение  приведено выше в определении). Второе значение является ключевым с точки зрения отраслевого деления социологического знания. В этом подходе  базовые теоретические установки К.С.И. были сформулированы в трудах К. Манхейма , Р. Уильямса , Г. Маркузе , Т. Адорно  , П. Бурдье и др. Актуальность К.С.И. обсуловлена также стремительным ростом внимания ученых к проблемам  культуры в различных направлениях социологии в 1970-1980-х. Однако несмотря на то, что интерес  к различным социологическим аспектам культуры остается стабильно высоким, статус  К.С.И. (как и социологии культуры - ) как дисциплины продолжает быть предметом дискуссий, особенно в американском социологическом сообществе. Впервые систематические, как к отдельной дисциплине, подходы к К.С.И. разрабатываются в ранних работах  К. Манхейма: "О специфике культурно-социологического познания" (1924), "Эссе о социологии культуры" (1931). Манхейм характеризовал необходимость К.С.И. в современном обществе исходя из кризиса романтического и просветительского мировоззрений, ставшего стимулом обращения к феномену культуры. В социологическом рассмотрении культуры Мангейм видел стратегию приближения уровня социологических понятий к явлениям культуры, исходя из предпосылки о включенности искусства в жизнь  и в конкретно исторические условия общества, что, собственно, и является предметом К.С.И. Принципиальной установкой К.С.И., по Манхейму, является социальная функциональность и общественная обусловленность произведений искусства, а также рассмотрение художественного стиля как социологической категории.  Ключевой социальной группой, рассматриваемой в рамках данного подхода, является интеллигенция   как носитель и производитель культуры, занимающая, однако, особое вне/межклассовое социальное положение,  и в современном состоянии образующаяся как относительно открытая и демократичная группа,  характерными чертами которой следует считать образованность и способность к сопереживанию. Особое значение в К.С.И. имеет анализ  исторического становления интеллигенции (в частности, в Европе: от средневековых гильдий и корпораций до духовенства, гуманистов и светских салонов). Именно Манхейм сформулировал идеи и проблематику анализа интеллигенции, ставшие основой К.С.И. Весьма ярким и влиятельным теоретиком К.С.И. следует считать британского социолога Р. Уильямса (основные работы: "Общество  и культура"; "Долгая революция" ; "Социология культуры" ; также Уильямс). Он предложил трехуровневую теоретическую модель  культуры: "живая" культура, существующая для данного общества здесь и сейчас; документированная культура, отраженная в сохранившихся произведениях и интерпретациях;  культурная традиция, в которой неизбежна постоянная культурная селекция содержания первых двух уровней. В этой модели Уильямс впервые формулирует еще одну ключевую проблему К.С.И. - проблему селективной традиции,  социального отбора того, что является культурно-ценным и что таковым не является. Как и Мангейм, Уильямс настаивал на приоритете исторического анализа в К.С.И. и с этих позиций рассматривал изменения социальной организации и социального статуса художников: от сакральных героев античности, гильдий, патронажа и академии средневековья до течений, школы кружков и наднациональные форм организации культуры. Большой заслугой Уильямса является создание эмпирической социологии культуры на историческом материале Великобритании. В частности, Уильямс проделал образцовый анализ становления "читающей публики", рассмотрев индустрию публикаций и исторических этапов ее развития от scriptoria до многотиражных изданий, проанализировав социальные препятствия развития читающей публики, описав демографию и социальную инфраструктуру как факторы,  способствующие развитию индустрии публикаций. Проблематика  К.С.И. рассматривается в критической теории общества, получившей развитие  во Франкфуртской школе социальных исследований (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе). В основных работах этого направления - "Диалектика  Просвещения" , "Одномерный человек"  , "Социология  музыки" - впервые систематически вводится понятие "культурная индустрия", характеризующее динамику социокультурных изменений 20 в. Культуриндустрия - феномен массового общества, изощренный обман масс, масштабное производство  и поставка "чувственно данного" для массового потребления (мода,  медиа-продукция, шоу-бизнес, бизнес развлечений и т.д). Происходит унификация культуры в контексте  тотальности капитала.  Возрастает культурное значение и доминирование  массовых жанров, требующих медиа-адаптация произведений культуры. В работе Т. Адорно "Социология музыки" формулируются принципы  К.С.И. применительно к конкретным областям художественной деятельности. Искусство  рассматривается как форма  социальной интеграции . Значительное внимание уделяется типологии "слушателей музыки" (аудитории), типов отношения к музыке, а также рассматривается социальная динамика  музыкальной жизни, социальная структура  творческих коллективов, влияние  критики и общественного мнения на творческий процесс.  Свой значительный вклад в развитие К.С.И. внес П. Бурдье . В работе "Поле культурного производства" он проанализировал динамику сил и борьбы за диспозиции (габитус  - ) в пространстве литературной и артистической деятельности. Социальные факторы  конкуренции, стратификации, неравенства доступа к ресурсам, власти и влиянию определяют структуру поля производства символических благ (культуры) и делают границы искусства (что считать жанром, классикой, авангардом и т.д.) ставкой в борьбе за диспозиции. Бурдье считает, что социальная репрезентация  (критика, прославление, присвоение  званий) и производство социального дискурса  об искусстве политическим/эстетическим эстеблишментом решающим образом определяют социально приемлемую структуру поля культуры. Безусловно, одной из основных общих тем К.С.И. следует считать анализ институтов культуры в рамках социальной структуры и институциональной системы общества. Традиционно как культурные институты, рассматривают книги, книгоиздание и библиотеки; искусство и художественные промыслы, музеи, памятники, архивы и другие институциональные аспекты социологического анализа культурной памяти. Необходимо упомянуть еще целый ряд основных тем К.С.И.: социальное значение литературы, театра, живописи, социология кино  (актеры и роли, пристрастия зрителя, формирование субкультур вокруг кинопроизведений); фомирование культурных ценностей и проблема оценки/ экспертизы произведений; социальное взаимодействие  художника и зрителя; социальная стратификация  и потребление благ культуры; культура в мире досуга; культурная политика.  С точки зрения понятия о культуре как механизме социальной интеграции и регуляции, центральное место в К.С.И. занимает типологизация  культур. Выделяются такие виды, как народная культура (культуры социального слоя сельских производителей), ремесленно-буржуазная культуры (культура социального слоя городских производителей), культура элиты (социального слоя производителей и хранителей социального порядка), культура и жизненный стиль  среднего класса.  Помимо представлений об элитной, народной и массовой культуре, в социологии используется понятие "субкультуры" , которая характеризует стиль и образ жизни  определенных социальных групп: молодежная субкультура,  национальные субкультуры, субкультура в организациях,  корпоративная культура (ценности,  символы  и ритуалы) , городские субкультуры, контркультуры, киберкультура. Любой из типов культур и субкультур характеризуется особенностями языка,  ценностей, норм поведения, символикой и идентичностью  носителей культуры. Эмпирические программы в рамках К.С.И. ориентированы преимущественно на анализ институтов культуры и оценку социальных потребностей в сфере культуры. Однако в последние десятилетия все больший вес приобретают качественные иследования культуры (case study, этнографические описания, биографические интервью) , в которых преобладает акцент на субъективных (интерпретативных) и ценностных аспектах культурной жизни. Д.В. Галкин
Похожие на КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ слова / понятия:

КВАНТИЛЬНЫЙ РАНГ
ЛОКАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МАНИПУЛИРОВАНИЕ
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ (MATERNAL MORTALITY)
МЕДИА-ИССЛЕДОВАНИЯ