Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

КУЛИ (COOLEY) ЧАРЛЗ ХОРТОН:



КУЛИ (COOLEY) ЧАРЛЗ ХОРТОН - (1864-1929) - американский социолог и социальный  психолог. Получил образование  и преподавал в Мичиганском университете  (с 1907 - профессор), в 1918 - президент Американского социологического общества. Основные сочинения: "Человеческая природа  и социальный порядок"  (1902); "Социальная организация"  (1909); "Социальный процесс"  (1918); "Социологическая теория  и социальное исследование"  (1930) и др. Испытал влияние  идей Конта , Спенсера , Ч. Дарвина, Уорда , Гиддингса  , У. Джемса. Считается прямым предшественником символического интеракционизма.  Согласно К., человек  и общество  есть аспекты органического единства - "человеческой жизни", вне которой они являются чистыми абстракциями. Общество может существовать лишь на основе взаимодействия личностей, их коммуникации. По К., человеческое познание  имеет две формы: познание объектов на основе чувственного восприятия (пространственное, или материальное) и познание на основе контактов с сознанием  других людей через коммуникацию (личностное, или социальное) . Социальное познание, по К., предполагает интерпретацию видимого поведения в соответствии с представлением о внутренних процессах сознания. Соответственно взаимодействие  личностей трактуется как отношение  между представлением о партнере по коммуникации и индивидуальным самосознанием,  а общество - как отношения между "идеями личностей". Индивидуальное сознание, по К., является воплощением той части общества, к которой принадлежит индивид.  Развитие  личности, согласно К., начинается с некоторой инстинктивной установки, присущей каждому индивиду с момента рождения, "чувства моего". В ходе социализации "чувство  моего" развивается и дифференцируется, разбиваясь на бесчисленное множество самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений (образов), трансформирующих самоощущения индивида в "социальные чувства" (любовь, сочувствие и т.д.), являющиеся основой социальной организации. Человеческое "Я", "самость", по К., есть наиболее сосредоточенная, энергичная и сплоченная часть сознания. Те представления о собственном "Я", которые индивид усматривает в сознании других людей, К. называет "представлениями представлений". "Я" взрослого человека всегда предполагает социальную жизнь  и отношение к другим людям, общение  с ними и формирование "представлений представлений". К. связывал формирование человеческого "Я" с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению деятеля, он производит на окружающих (теория  "зеркального Я"). Согласно теории "зеркального Я", представление человека о самом себе включает: представление о том, как человек выглядит в глазах "другого"; представление о том, как "другой"  оценивает этот образ;  вытекающее отсюда самоощущение, например, гордость или унижение. Человеческую природу К. трактует как социальную, групповую, представляющую всеобщую сумму социальных чувств, норм, установок, ценностей. Универсальный фундамент человеческой природы закладывается, по К., в рамках первичной группы. Первичные группы (семья,  соседство, община)  характеризуются устойчивостью, непосредственностью, неформальностью взаимоотношений. Их первичность связана с ролью  в процессе  социализации, а также со структурообразующим характером в рамках более крупных социальных общностей. Во вторичных группах,  напротив, действуют формализованные, безличные отношения. Ко вторичным группам К. относил нации, классы,  партии. Изменение  места первичных групп в системе общественных связей и отношений, по К., провоцирует глубокие социальные сдвиги. Так, К. негативно оценивал процесс урбанизации, ведущий к распаду первичных групп и утрате человеком своей идентичности. Творчество К. оказало влияние на развитие общественных дисциплин. Теория "зеркального Я" и концепция  первичных групп были восприняты социальной психологией и микросоциологией. Понятийный аппарат, представления о роли коммуникации в общественной жизни, составлявшие предметную область научной деятельности К., повлияли на Дж.Г. Мида и У. Томаса . М.Н. Мазаник
Похожие на КУЛИ (COOLEY) ЧАРЛЗ ХОРТОН слова / понятия:

КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ
КУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ
КУЛЬТУРНАЯ ГЕГЕМОНИЯ
КУЛЬТУРНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ
КУЛЬТУРНАЯ ОБЛАСТЬ
КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ
КУЛЬТУРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ
КУН (KUHN) ТОМАС СЭМЮЭЛ