Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ:



КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ - - совокупность  приобретенных знаний, навыков, умений, опыта, жизненной мудрости, ценностей и норм, повышающая шансы индивида  на рынке труда  в терминах размера совокупной заработной платы и условий труда. Понятие  "К.Ч." было введено в работах  экономистов социально-ориентированной чикагской школы в начале 1960-х. Т. Шульц использовал его в самом широком смысле, включая миграцию и здоровье.  В работах Г. Беккера (Нобелевская премия, 1992), Дж. Минсера и М. Фридмана основным проявлением  К.Ч. служило формальное и неформальное образование.  Основными свойствами К.Ч. являются неотчуждаемость от индивида, воплощенность, непередаваемость (хотя порождаемые услуги могут быть предметом купли-продажи); относительно низкий индивидуальный контроль  за скоростью и формами приобретения; экономические последствия для общества и индивида; аккумулируемость в течение длительного времени и на основании уже имеющегося финансового, человеческого и социального капиталов; приносит экономические блага лишь при условии дополнительных усилий (инвестиций времени в оплачиваемую работу). Подобно финансовому капиталу,  необновляемый К.Ч. подвержен истощению и устареванию. Возможности межиндивидуального преобразования капиталов ограничены и сводятся главным образом к финансовым вкладам родителей в образование детей. Связи на надындивидуальном уровне более очевидны: социальные связи и отношения в семье (социальный  капитал), и финансовые инвестиции  способствуют получению К.Ч., а накопленный К.Ч. ведет к приобретению социальных норм, толерантности и доверия (капитал социальный  - ), а также к техническому прогрессу  и росту экономического производства. В отношении образования обычно различают общий и специфический К.Ч. Первый связан с получением универсальных навыков и знаний, повышающих шансы индивида на рынке труда, иногда в разных профессиональных областях. Его приобретают в основном в формальных образовательных институтах, открытых курсах и повседневных взаимодействиях. Под вторым понимают знания и умения, специфические для сектора или отрасли (напр., маркетинг  или сельское хозяйство), отдельной организации или фирмы. Специфический капитал связан с социализацией внутри организации, приобретением полезных контактов, знакомством с организационным кодексом норм и рабочими секретами. Овладение им облегчает индивиду продвижение по служебной лестнице, получение прибавок и иных благ внутри данной организации. Кроме того, различают количественные и качественные аспекты К.Ч. Последние отражают качество  и репутацию образовательного института,  достигнутый технический прогресс. Анализ,  проведенный Г. Беккером, показывает устойчивую связь между образованием, измеренным в годах учебы в формальных заведениях, и последующими заработками. Превышение доходов выпускников колледжей над доходами выпускников школ во второй половине прошлого века в США составляло 40-60%, за исключением 1970-х, когда различия упали до 30% и вызвали тревогу социальных исследователей и экономистов (книга  М. Фридмана "Сверхобразованные американцы"). Беккер показал, что при условии статистического контроля за расходами на образование (плата за обучение и отсроченная обучением возможность получать зарплату) и ряда социально-экономических переменных, экономические дивиденды К.Ч. остаются устойчиво высокими в рыночных обществах. Беккер распространил предположения теории К.Ч. на брачно-репродуктивное поведение.  В частности, более образованные люди  имеют более высокую рыночную стоимость  и потому более придирчиво ведут себя на "рынке" женихов и невест, отсрочивая момент вступления в брак.  Многие исследователи не находят эмпирического подтверждения подобным предсказаниям. Г.-П. Блоссфельд, используя анализ событийный  , показал, что действительным предиктором времени вступления в брак является не накопленное образование, а сам факт  занятости в учебных программах.  Другими словами, более позднее создание семьи отражает рациональное биографическое решение  получить образование и лишь затем заниматься другими делами. Теория  К.Ч. претендует на объяснение  различий в доходах в связи с образованием и возрастом; связь безработицы с индивидуальным уровнем навыков и знаний; более частой смены мест работы и более интенсивное  посещение курсов в начале трудовой биографии; патернализм  в странах с отсутствием рыночных отношений. Тем не менее многие социологи и особенно экономисты настороженно относятся к теории К.Ч. в ее строгой формулировке. Дело в том, что теории строятся на не совсем реалистичных предположениях о совершенной конкуренции на рынках труда, взаимозамещаемости разных форм К.Ч. и равной доступности образовательной возможности для индивидов. Объективная и субъективная ценность  образования также различна в разных странах, культурах  и для разных поколений. Так, год, проведенный в университете,  имел разную цену для поколения 1950-х и в настоящее время.  Понятийный аппарат теории К.Ч. используется международными организациями для мониторинга  устойчивого развития наций. Устойчивость означает монотонный рост измеренных показателей. В качестве таковых используется 4 группы агрегированных индикаторов, по два для образования и здоровья. Исходные образовательные индикаторы  для межстранового сравнения включают характеристики образовательной инфраструктуры, соотношение между студентами и преподавателями, качество и количество образовательных материалов; итоговые индикаторы  - результаты стандартизованных тестов грамотности, доля населения, окончившего вузы, и т.д. Исходные показатели  здоровья - количество докторов и койкомест на 1000 чел., доля населения, обслуживаемого государственной и страховой медициной, расходы на медицинские исследования, показатели экологии (качество воды) и стиля жизни (доля курящих); итоговые - взрослая и детская смертность,  заболеваемость  отдельными болезнями, ожидаемая продолжительность жизни,  скорректированная на состояние здоровья населения. Актуальными проблемами теории являются разработка показателей, сопоставимых во времени и по странам; включение в модели форм обучения, специфических для организаций; концептуализация  неформальных средств приобретения К.Ч. С.В. Сивуха
Похожие на КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ слова / понятия:

КАПИТАЛ ФИКТИВНЫЙ
КАПИТАЛ КУПЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ ОБОРОТНЫЙ
КАПИТАЛ ОСНОВНОЙ
КАПИТАЛ ПЕРЕМЕННЫЙ
КАПИТАЛ ПОСТОЯННЫЙ
КАПИТАЛ УСТАВНОЙ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
КАПИТАЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ
КАПИТАЛИЗМ LAISSEZ FAIRE