Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ (МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ) АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ОБЩЕНИЯ:



ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ (МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ) АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ОБЩЕНИЯ - - новый исследовательский метод  (качественный), разработанный российским ученым Т.М. Дридзе в рамках экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигм. Основывается на эмпирически доказанном положении об универсальности интенциональных (мотивационно-целевых) принципах функционирования социальной коммуникации как текстовой деятельности, а также об индивидуальной природе последней. Позволяет как изучать, так и оценивать состояния любых звеньев коммуникационно-познавательного процесса  (и текста  как единицы коммуникации). Межличностная обыденная, педагогическая, деловая, научная, профессиональная, массовая и иная коммуникация;  общение  людей, опосредствованное любыми видами художественного артистического и/или литературного творчества; коммуникация между людьми в сфере правоотношений и в ходе выработки и принятия управленческих решений на всех видах социокультурной организации общества - все эти и другие виды коммуникации осуществляются путем обмена  действиями порождения и интерпретации цельных, психологически завершенных, иерархически организованных содержательно-смысловых структур (текстов), имеющих интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту. Интенция (от лат. intentio) - понятие,  пришедшее из античной философии и средневековой схоластики, где оно означало стремление, намерение, цель,  направленность на какой-либо предмет. Активно используется в экзистенциональной и феноменологической философии. Расширительное значение  приобрело в экоантропоцентрической и семиосоцио-психологической парадигмах,  где это понятие операционализовано применительно к анализу  любых проявлений человеческой активности. Для этого в основу номинации положен также имплицитно присутствующий здесь признак - "мотивация" , характеризующий побуждающее начало человеческой деятельности. Соответственно интенция трактуется здесь как равнодействующая мотивов и целей (точнее - искомого результата) деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. Осваивая среду, делая ее своей, человек  привносит в нее себя, т.е. направленность и состояние своего сознания, свое жизненное кредо.  Возникает сложный, практически неизученный механизм интерференции личностых и этносоциокультутных, т.е. средовых детерминант, предопределяющих тот или иной исход разнообразных "соприкосновений" человека со средой. В основе семиосоциопсихологической теории социальной коммуникации лежит представление о тексте как единице коммуникации, представляющей собой иерархию коммуникативно-познавательных программ, цементируемую общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией) партнеров по общению. На искусстве выделения таких коммуникативно-познавательных программ (структур) строится метод мотивационно-целевого, или интенционального, анализа. Разработана и технология  выделения мотивационно-целевых структур восприятия текста, отражающих особенности "преломления" текста в сознании человека. Эта технология основана на анализе особенностей интерпретирования им воспринятого текста. Сопоставление данных первого и второго уровней: исходной, объективно существующей структуры конкретного текста - со структурой восприятия этого же текста респондентом - позволяет определить, понял ли человек подлинные мотивы  и цели (интенциональность)  коммуникатора,  различает ли в содержании текста главное и второстепенное, запомнил ли его основные "логические и эмоциональные узлы" (речь  не идет о согласии или несогласии с авторской позицией - только о понимании). Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации авторских коммуникативных интенций воспринимающей стороной, причем этот феномен связывается не с врожденными качествами личности, а с особой формой тренированности человека, или - с его коммуникативными навыками, которые, как показывает исследовательская практика,  поддаются корректировке. Задача совершенствования коммуникативных навыков личности социально значимая, связанная с качественными характеристиками того пространственно-временного континуума, в котором мы все живем. Т.З. Адамьянц
Похожие на ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ (МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ) АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ОБЩЕНИЯ слова / понятия:

ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА
ИНТЕРНЕТ-ВОПРОС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ
ИСТИННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА (INTRINSIC NATURAL INCREASE RATE)
ИСТИННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ (INTRINSIC BIRTH RATE)
ИСТИННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ СМЕРТНОСТИ (INTRINSIC DEATH RATE)
ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
ИЗМЕРЕНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ (ИЗМЕРЕНИЕ ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИЯ)
ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
ИЗМЕРЕНИЯ ОШИБКИ