Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЯ:



ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЯ - (англ. Case study) - специфич. метод  получения эмпирич. данных, исследовательская стратегия в изучении соц. явлений. Исторически И.с. восходит к методологич. опыту различн. наук и соц. практике. Одним из источников его формирования является медицина, где подробное описание  индивидуальных историй протекания и лечения болезней позволяло накапливать и анализировать информацию о наиболее общих характеристиках отдельных видов заболеваний и в то же время  учитывать сопутствующие, контекстуальные факторы  и индивидуальные особенности изучаемых феноменов. С мед. традицией связана также практика  психологич. исследований и консультаций, где в центре исследования была уникальность индивидуального случая, а накопление и сравнение  этих случаев позволяло делать обоснованные обобщения и строить типологии. Другим источником формирования И.с. была практика соц. работы, активно развивающаяся в конце XIX - нач. XX вв. Соц. работники  вели рабочие  записи о своих подопечных (безработных, мигрантах, девиантах и т. п.), включая их биографич. рассказы, беседы о причинах  отдельных жизненных неудач или соц. дезадаптации, о возможностях и путях соц. реабилитации, а также о конкретных практич. усилиях в этом направлении. Эти материалы стали использоваться социологами для анализа  механизмов возникновения социально обездоленных слоев населения, их взаимодействия с об-вом и возможностей рационализации этих отношений. Третьим источником И.с. является метод монографии, (см.) в статистике, где изучался и описывался отдельный, единичный объект,  к-рый рассматривался как типичный для определенной совокупности подобных единиц. Метод использовался для расширения возможностей интерпретации количественных результатов массового статистич. наблюдения. С И.с. связана традиция  использования в истории и психологии метода биографического (см.), нарративных (повествовательных) источников, основанных на индивидуальных историях  жизни. При этом изучение повествования о жизни отдельного человека  основывается на понимании типичности данного единичного случая Для определенной соц. группы, об-ва, историч. периода или психологич. типа личности, психологич. состояния. В социологии формирование И.с. как исследовательской стратегии, предназначенной для решения специфических познавательных задач, обязано с работами школы чикагской (см.) 20-х гг., когда прибывавший в течение нескольких десятилетий большой поток эмигрантов и экономич. депрессия  вызвали резкий рост безработицы, преступности, проституции, "алкоголизма,  наркомании и др. видов девиации.  В этот период создаются классические работы У.Томаса и Ф.Знанецкого о польских эмигрантах; о жизни преступника и формировании его криминальной карьеры (К. Шоу); об истории самоубийства (Р. Кевен). В конце 30-х и в 40-е гг. интерес  к И.с. резко снижается в связи с ростом популярности массовых опросов, формализованных вопросников и количественных методов анализа. Редкие случаи обращения к стратегии И.с. сопровождаются попытками применения количественных методов анализа получаемой информации. Формулируются более строгие требования к сравнимости изучаемых случаев, ставится вопрос о репрезентативности данных И.с. по отношению к соц. группам,  к более крупным общностям, обсуждается проблема  пригодности данных И.с. для прогнозирования соц. процессов. Интерес к И.с. возрождается в конце 60-х гг. вместе с активизацией интереса к качественной социологии в целом. Теоретич. базой этого интереса явилось развитие  постмодернистских течений соц. мысли, к-рое сопровождалось критич. рефлексией идеалов и норм научности, связанных с естественно-научн. традицией. Дискуссии 70-80-х гг. не привели к единому пониманию специфики И.с, но значительно снизили накал полемич. страстей, обратив внимание заинтересованных социологов на развитие практики И.с, и обозначили несколько подходов к определению этой исследовательской стратегии. Первый подход  определяет И.с. как комплекс  качественных методов, используемых на подготовительной стадии количественного исследования или на этапе интерпретации полученных количественных рез-тов. Другой  подход рассматривает И.с. как самостоятельную исследовательскую стратегию, предназначенную для решения специфич. класса  задач, к-рые не могут быть решены в рамках других стратегий (Р.К. Йин). Третий подход к определению И.с. как исследовательской стратегии соотносит ее с классич. принципами качественной понимающей социологии (И.М. Козина), ориентированной на получение знаний о глубинных механизмах изучаемого явления на примере отдельного случая, принимаемого как типичный или уникальный. Лит.: Батыгин Г.С, Девятко И.Ф. Миф о "качественной" социологии//Социологический журнал. 1994, №2; Биографический метод в социологии:  история, методология,  практика. М., 1994; Козина И.М. Особенности применения стратегии "исследования случая" (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии//Социология:  методология, методы, математические модели. 1995, №5-6; Копанка 25 лет спустя. М., 1965; Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)//Социология: методология, методы, математические модели. 1995, № 5-6. О.М. Маслова.
Похожие на ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЯ слова / понятия:

ИАТРОГЕНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ
ИДДЕНС (GIDDENS) ЭНТОНИ
ИДЕАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
ИДЕНТИЧНОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ И НОМОТЕТИЧЕСКИЙ
ИЕРАРХИЯ НАУК
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ИЕРАРХИЯ ВЕРОЯТНОСТИ