Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ИГРА:



ИГРА - - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду  возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе И. Хейзинги "Homo Ludens"  (1938). Современный интерес  к проблеме игрового элемента  в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку  способом переживания реальности. И. при этом трактуется как форма  существования человеческой свободы (Ж.-П. Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет  - ), самоценная деятельность,  вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Г.-Г. Гадамер). И. - многогранное понятие,  обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность  определенных форм человеческой деятельности. Классификация  последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы,  и т.п.); азартных И. с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения. Высшая ценность  И. - не в результате, а в самом игровом процессе.  В любой разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением  возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной И. Система правил  создает специфическое игровое пространство,  моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" переосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество.  И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки  и ценности,  утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание  из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация  в культуре первоначально возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты  и одержимое мифотворчество. М.Р. Жбанков
Похожие на ИГРА слова / понятия:

ИГРА ДЕЛОВАЯ
ИГРА ОРГАНИЗОВАННАЯ
ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ
ИНДЕКС
ИНДЕКС АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ИНДЕКС БЕДНОСТИ
ИНДЕКС БЕНИНИ
ИНДЕКС ЦЕН БАЗИСНЫЙ 
ИНДЕКС ЦЕН ЦЕПНОЙ
ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ