Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ГУМПЛОВИЧ (GUMPLOWICH) ЛЮДВИГ:



ГУМПЛОВИЧ (GUMPLOWICH) ЛЮДВИГ - (1838-1909) - польско-австрийский социолог и правовед, преподаватель в университетах Кракова и Граца, автор многих социологических и юридических работ, основоположник теории "социального конфликта" , "этноцентризма" , оригинальных теорий происхождения государства, рас и законов социального развития. Основные сочинения: "Раса  и государство"  (1875), "Расовая борьба" (1883) и др. Г. весьма убедительно показал принципиальное отличие социологии от истории, психологии, права,  политэкономии, определив специфический характер ее объекта  и предмета исследования. Подчеркнув, что для истории и других гуманитарных наук предметом являются те или иные действия личности, события, Г. обосновывает, что "предмет социологии  составляет система  движений социальных групп, повинующихся столь же вечным, неизменным законам, как солнце и планеты". Предметом социологии, по Г., являются закономерности развития человечества, его классов, социальных групп, социальных отношений, возникающих из взаимодействия человеческих групп и общностей. "Отыскать во всех этих столь различных процессах социального развития социальные законы,  действующие в них и управляющие ими, - писал Г., - великая и отнюдь не легкая задача социологии". Г. первым в социологии не только сформулировал ее общие и специфические законы,  но и создал их классификацию. Исходя из той методологической посылки, что субстратом социологического закона является социальная группа,  человеческий род, и чертами социологического закона, как и природных явлений, являются однообразие, повторяемость, он характеризует такие специфические законы: правильность развития, периодичность, сложность, взаимодействие  разнообразного, всеобщая целесообразность, тождество сил, тождество процессов, параллелизм. Общество  развивается, по Г., строго закономерно, под действием  социальных законов. Его движущей силой является стремление социальных групп к самосохранению и постоянному повышению своих благополучий. Это стремление в свою очередь "приводит к стремлению властвовать над другими социальными группами и их порабощению, - которое, при столкновении с подобными же стремлениями других групп, приводит к борьбе за власть  над другими социальными группами". Вся история  человеческого развития - сплошная борьба социальных групп. Борьба между ордами (т.е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между государствами, с другой  - внутри rocударств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Особенно много внимания уделил Г. борьбе рас в книге "Расовая борьба". Но понятие  "раса" он определял социальными признаками, а не биологическими. Поэтому по существу речь  шла о борьбе классов. Г. является автором теории "этноцентризма", которая также обосновывается им прежде всего в книге "Расовая борьба". Он утверждал, что существует разный характер отношений внутри группы и между группами. Опираясь на выведенный им "всеобщий высший закон" - закон самосохранения, Г. доказывал, что если для отношений внутри группы характерны сплоченность,  солидарность,  высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным и эстетическим ценностям, то для отношений между группами, напротив, характерны враждебность, недоверие, взаимное презрение и т.п. В настоящее время  термин  "этноцентризм" применяется в социологии и социальной психологии. Г. - автор оригинальной концепции происхождения и сущности государства. По Г., объективные закономерные действия социальных групп ведут к созданию государства. Первое действие здесь состоит в порабощении одной орды другой, одного племени другим, одной социальной группы другой, в организации господства над порабощенными, для чего создаются соответствующие учреждения. "Каждое государство является совокупностью  учреждений, имеющих целью  господство  одних над другими, и именно меньшинства над большинством. Поэтому государство есть организация  господства меньшинства над большинством". Таким же путем, по Г., происходило и образование  наций. По его мнению нации образовались не путем собственного роста племени, народности, а путем порабощения многих племен более могучими, иногда объединенными племенами. Поэтому в государственной форме объединения людей, как правило,  есть несколько народностей, наций. Внеся достойный вклад в развитие  социологии, Г. стремился возвысить социологию над всеми гуманитарными науками. Он считал, что она есть основа всех социальных наук: "...как наука  о человеческом обществе и о социальных законах социология  представляет, очевидно, фундамент всех наук, занимающихся отдельными частями человеческого общества, отдельными направлениями человеческой деятельности, наконец, отдельными проявлениями общественной жизни". Г.П. Давидюк
Похожие на ГУМПЛОВИЧ (GUMPLOWICH) ЛЮДВИГ слова / понятия:

ГУМПЛОВИЧ (GUMPLOWICZ) ЛЮДВИГ
ГУМПЛОВИЧ, ЛЮДВИГ
ГУРВИЧ (GURVITCH) ЖОРЖ (ГЕОРГИЙ ДАВИДОВИЧ)
ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД
ГУСТИ ДИМИТРИЕ
ГУТТМАН (GUTTMAN) ЛУИС
ГВАТТАРИ (ГАТТАРИ) (GUATTARI) ФЕЛИКС
ГВИШИАНИ ДЖЕРМЕН МИХАЙЛОВИЧ
ИДЕАЛИЗМ
ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ