Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ВКУСОВАЯ КУЛЬТУРА:



ВКУСОВАЯ КУЛЬТУРА - ("taste culture") - термин  американского культуролога Г.Гэнса, введенный в контексте  концепции эстетического и культурного плюрализма,  противопоставленного им социокультурному детерминизму,  предполагающему игнорирование интенций субъекта и следование общим правилам. Согласно трактовке культурного плюрализма все формы культуры (высокоэлитарной и массово-популярной) сосуществуют в едином контексте, актуализируя значение  прагматической составляющей: полезность;  разносторонняя реализация потребностей всех социальных классов; соответствие возможностям потребителей и формирование пространства выбора. Подобное взаимоотношение культур создает соответствующие им типы потребителей - вкусовую публику (taste public). Такая позиция  снимает противостояние массовой и высокой культуры, определяя 5 основных типов В.К.: 1) Высокая - для элиты, ориентированной, в основном, на "серьезную литературу и искусство" . 2) Верхне-средняя, близкая по интересам первому типу, но, в отличие от него, использующая информационные каналы  и разного рода СМИ. Тиражируя определенные типы и идеализируя их, средства массовой коммуникации  задают так называемый суперстандартный тип "куклы, запущенной в тираж". Протест  против унификации образцов лежит в концепции "среднего" человека,  что умело подчеркивается, например, в одежде, декоративной косметике или прическе. 3) Нижне-средняя охватывает значительную долю общества, ориентированные на СМИ, но лишь в степени, требуемой нормативной структурой общества. В социальном плане  это служащие,  интеллигенция,  квалифицированные рабочие.  4) Низкая для малоквалифицированных людей, предпочитающих средства информации "второго сорта". 5) Квазинародная для бедняков и людей, по каким-либо причинам  не получившим образования. Отрицание  интеллектуальной традиции  приведет к нивелировке идеалов человеческой истории. Вкус является результатом функционирования исторических, социальных и культурных конструктов. Формируя вкус, или другими словами, отношение  субъекта к чему-либо, культура  задает определенные потребности этому субъекту, без которых он чувствует себя дискомфортно. Культурные образцы, или социальные правила поведения, имеют две стороны: а) социальные нормы,  суть которых состоит в том, что им надо следовать; б) социальные ценности  - предпочтение и выбор способа приобщения к опыту. Рефлексия вкуса как осознание окружающего мира зависит, выражаясь словами М.Хайдеггера, от определенной "контекстуальной заброшенности". Обосновывая эту точку зрения, Гэнс в своей книге "Популяризация и высокая культура" утверждает, что определенная информативность популярной культуры позволяет разрешить некоторые проблемы "среднего класса"  (социально-психологический характер проблем): а) развитие  индивидуальности и поиск пути самовыражения, б) обретение социальной и культурной идентичности, в) усвоение и сохранение общественных норм и ценностей из полученного комплекса  информации (системный анализ  содержания), г) психологическая компенсация. Е.В. Матусевич
Похожие на ВКУСОВАЯ КУЛЬТУРА слова / понятия:

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ (REPRODUCTION, OR POPULATION REPLACEMENT)
ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ
ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ
ВЫПУСК УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАПАДНЯ БЕДНОСТИ
ЗАЗОР БЕДНОСТИ (POVERTY GAP)
ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
1964 Г.
БЕЗОПАСНОСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ