Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН БУНД:



ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН БУНД - (1857-1929) - американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете  штата Миссури (1910-1917). Основные сочинения: "Теория  праздного класса"  (1899), "Инстинкт  квалификации и состояние ремесел" (1914), "Инженеры и система  цен" (1921) и др. Основным мотивом творчества В. являлась критика современной социальной элиты Америки. В. сформулировал ряд положений общетеоретического плана,  в которых отчетливо проявилось влияние  распространенных в то время  течений общественной мысли: марксизма,  теории инстинктов, социал-дарвинизма  и др. По В., эволюция  социальных институтов - закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни - происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора. Основными факторами, вызывающими потребность  в институциональных изменениях, считал прогресс  техники и технологии, увеличение численности населения; основным консервативным фактором - сложившиеся стереотипы  мышления. Существующие институты  всегда являются, согласно В., результатом прошлых процессов и никогда не находятся в соответствии с требованиями настоящего времени. Эволюционирующая институциональная структура  взаимодействует с биологической природой человека,  присущими ему инстинктами, среди которых В. выделял: инстинкт мастерства, предопределяющий стремление человека к созидательной деятельности и материальному благосостоянию; родительское чувство,  обуславливающее продолжение рода, заботу о семье и, в дальнейшем развитии, об общественном благе; праздное любопытство, выражающееся в стремлении к познанию окружающего мира и имеющее в своей основе более глубокий игровой инстинкт. Наряду с перечисленными, В. указывал на наличие у человека инстинктов к самоутверждению, стяжательству и себялюбию, порождающих стремление к улучшению собственного положения за счет других. Следуя Моргану , В. выделял в истории периоды дикости, варварства и цивилизации. Для первого из них, по В., были характерны общинная собственность,  уравнительное распределение  и соответствующие институты, основывающиеся на инстинкте мастерства и родительском чувстве. По мере совершенствования технологии производство  начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации. Во все возрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия. Вожди и жрецы присваивают избыток продукта  сверх минимума средств существования. В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность.  На смену дикости приходит варварство,  возникает фундаментальный антагонизм  между производительным трудом (статус  которого резко снижается) и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки. Основным конфликтом своего времени В. считал противостояние "мира бизнеса" (современной ему разновидности праздного класса) и "мира индустрии" (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль  принадлежит инженерно-техническому персоналу). Возможность позитивного социального переустройства В. связывал с переходом власти от "бизнеса" к "индустрии", переходом, который произошел бы, по мнению В., в результате всеобщей забастовки  инженерно-технических работников. Паралич экономики, неизбежный в таком случае, вынудил бы "мир бизнеса" к отступлению. Концепция  противостояния "бизнеса" и "индустрии" стала после В. весьма популярной в западной общественной мысли. В. также явился одним из создателей социологической теории потребления, рассматривая в качестве цели приобретения какой-либо вещи не столько удовлетворение  естественных потребностей человека, сколько демонстрацию принадлежности индивида  к тому или иному общественному классу. М.Г. Баканова
Похожие на ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН БУНД слова / понятия:

ВЕБЛЕН (VEBLEN) ТОРСТЕЙН БУНД (1857- 1929)
ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
ВЕКТОР
ВЕКТОР РАНГОВ
ВЕКТОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВЕЛИЧИНЫ СРЕДНИЕ
ВЕЛИКИЕ ДОКТРИНЫ (ИЛИ МЕТАДОКТРИНЫ)
ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
ВЕРА