Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ:



ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ - (от лат. valeo - быть в состоянии сделать что-то) - мера пригодности методики для решения определенных исследовательских задач, для того, чему она предназначалась. Высокая валидность  свидетельствует о том, что выявленные методикой индивидуальные особенности респондентов в данной психологич. и социально однородной выборке действительно имеют существенное значение  для диагноза и прогноза  их поведения и эффективности их деятельности в предусматриваемых ситуациях и условиях. При установлении валидности решающую роль  играет обоснование  и последующая проверка гипотезы релевантности, т. е. смыслового соответствия оценок, полученных в рез-те применения методики, с одной стороны, и формализованных оценок поведения и деятельности респондентов, с другой.  Предполагается, что те и другие оценки  обусловлены одними и теми же индивидуальными особенностями. Теоретич. обоснованная релевантность  подвергается практич. проверке. Чем выше уровень совпадений между теми и др. оценками, тем выше валидность. Полное совпадение практически маловероятно, т. к. на уровень совпадений влияет ряд не поддающихся учету и формализации факторов - динамика  мотивации, случайные колебания условий, при к-рых получаются оценки, и др. Известны три вида валидности. Первый вид валидности - по критерию. Сопоставляются оценки респондентов по примененной методике с формализованными оценками их поведения и деятельности, к-рые выступают как предмет исследования.  Последние оценки и называют критериальными или критерием. Для определения уровня совпадений чаще всего прибегают к вычислению коэффициента  линейной корреляции, используется также метод  хи-квадрат,  др. статистич. приемы, раскрывающие тесноту связи. Следует учесть, что связь между оценками по методике и критериальными оценками не должна быть непременно прямолинейной (напр., между уровнем профессиональной квалификации и уровнем производительности). Второй вид валидности - по содержанию. Ее устанавливают в тех случаях, когда нужно доказать, что включенные в методику вопросы и задания репрезентируют проблемы, встающие перед индивидом в тех сферах поведения и деятельности, к-рым посвящено исследование.  Проверяется эта валидность сначала содержательным анализом всех вопросов и заданий, из к-рых состоит методика,  чтобы дать смысловую характеристику их репрезентативности. Затем методику проверяют на социально и психологически однородной выборке. Все индивиды,  входящие в выборку, опрашиваются (экзаменуются) комиссией экспертов, причем заранее предусматривается, что вопросы экспертов ни по объему, ни по содержанию не будут полностью соответствовать методике, но они должны относиться к репрезентируемым проблемам.  Далее, оценки по методике сопоставляются с формализованными оценками комиссии экспертов. Валидность будет тем выше, чем выше уровень совпадений. Должны быть приняты во внимание высказанные выше замечания о малой вероятности полного совпадения. Применяются те же статистич. приемы, что при работе с установлением первого вида валидности. Третий вид валидности - по конструкту,  по тесноте связи рез-тов данной методики с рез-тами др. методик, предназначенных для решения того же класса  исследовательских задач и прошедших предварительную проверку валидности. Применяются статистич. сопоставления - множественные корреляции и регрессии, факторный анализ.  Валидность всех трех видов характеризуется получаемой при сопоставлениях статистич. величиной - коэффициентом корреляции, регрессии, факторным весом. Все оценки, как по самой методике, так и критериальные,; оценки по др. методикам, должны о достаточной статистич. надежностью,  в противном случае устанавливать валидность нельзя Валидность, установленную на одном классе выборок - по их психологич. и соц. однородности, - неправомерно переносить на др. класс выборок. (См. также: Измерение  обоснованности социологической информации). Лит.: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977; Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. М., 1979; Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М., 1982. К.М. Гуревич.
Похожие на ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ слова / понятия:

ВАЛЛЕРСГАЙН ИММАНУИЛ
ВАЛЛЕРШТЕЙН (WALLERSTEIN) ЭММАНЮЭЛЬ (1930)
ВАЛЛЕРСТАЙН, ИММАНУИЛ
ВАЛЛЕРСТАЙН ИММАНУИЛ
ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ
ВАЛОВАЯ МИГРАЦИЯ
ВАЛОВОЕ НАКОПЛЕНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП)
ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП)
ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) (GROSS NATIONAL PRODUCT (GNP))