Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

БИХЕВИОРИЗМ:



БИХЕВИОРИЗМ - (behaviourism) — 1. Школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что ее предметом является только наблюдаемое поведение.  2. Изучение, главным образом в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также образованием  условных рефлексов) и использование этих принципов для познания и управления поведением человека.  3. {Философия,  например, Райл "Понятие  разума", 1949) концепция,  согласно которой "умственные понятия могут анализироваться в терминах открытых действий и высказываний" (Флу, 1979). По Райлу, смыслу 1 ошибочно присваивается исключительность умственного и физического, Дуализма  разума и тела. Бихевиоризм  как школа психологии был основан в США Э.Л. Торн-дайком (1911), разработавшим Закон  эффекта  — вознаграждаемое поведение имеет тенденцию к повторяемости, а не вознаграждаемое — к прекращению. Почти в то же самое время  в России И. Павлов (1846—1936) исследовал условные рефлексы. Его эксперименты  привели к формулировке теории классического образования условных рефлексов (Павлов, 1911). Наиболее влиятельным и плодовитым бихевиористом, однако, является Б.Ф. Скиннер (1904—1990). Его имя стало почти синонимом бихевиоризма, и он изобрел блок  Скиннера — прибор, обеспечивающий управляемую среду для исследования обучения животных (оперантное образование условных рефлексов) . В школе психологии наблюдаемое поведение может включать в себя и устное поведение, выражаемое мыслями. Тем не менее бихевиористы прежде всего предпочитают игнорировать умственные функции или эффект организма на стимул  (S) и ответ (R). Только S и R способны контролироваться и измеряться, а следовательно — изучаться. Чтобы точно исследовать принципы  обучения, поведение должно быть простым, а процедуры — этически приемлемыми. Это предполагало сосредоточение на экспериментах над животными, нередко в управляемой среде блока Скиннера, где обычно наблюдалась реакция  крыс или голубей на S (с помощью рычага или диска) и R (нажатием или бросанием) при различных режимах стимулирования (использование пищевых шариков). Такие работы пополнили багаж знаний об обстоятельствах, при которых происходит образование условных рефлексов,  и о переменных, воздействующих на их силу и применение. Эти идеи в 30—40-х гг. господствовали в академической психологии и проникли в общую культуру, в частности, оказав влияние  на практику воспитания детей. Впоследствии они утратили свое значение  в психологии, но все еще широко используются в лечении душевнобольных. См. Модификация поведения. Скиннер также оказал влияние на область усвоения языка  ("Устное поведение", 1957), предположив, что новорожденный постигает язык через процесс  создания условных рефлексов — его/ее устное поведение формируется стимулированием  к звукам его/ее родного языка. Это противоречит теории Чомского (см. Механизм усвоения языка).
Похожие на БИХЕВИОРИЗМ слова / понятия:

БЭДЖГОТ, УОЛТЕР
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ
БЮРОКРАТИЯ
БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY)
БЛЕЙЛОК (BLALOCK) ГУБЕРТ МОРСЕ, МЛАДШИЙ (1926)
БОДРИЯР ЖАН
БОГАТСТВО
БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ
БОМЖ
БРАК