Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА:



БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - (далее - БЭСШ) - научно-преподавательская школа, в рамках которой создавалась и развивалась методология  и методика  социально-экономических исследований белорусского общества в разные периоды его развития: системный подход  к рассмотрению социокультурных процессов в сфере труда  в 1970-х; исследование  качественных и количественных особенностей социального развития рабочего класса  и технической интеллигенции в 1980-х на базе республиканских исследований, проводимых совместно с Институтом социологии РАН; изучение формирования рынка труда в Республике Беларусь в 1990-х на основе концепции социальных механизмов регулирования экономических отношений и процессов. Переход к социальным механизмам регулирования экономических отношений позволил разрабатывать регулятивные механизмы разных типов экономического поведения социальных субъектов, а переход к социальным механизмам регулирования экономических процессов - стратегические механизмы территориальных и отраслевых перемещений и тактические механизмы занятости и безработицы. БЭСШ - это школа, сформированная вокруг научной парадигмы, разрабатываемой ее создателем и бессменным лидером - Г.Н. Соколовой . Разработка системного подхода  к рассмотрению социокультурных процессов в сфере труда в 1970-е получила отражение в монографии Г.Н. Соколовой "Труд и профессиональная культура"  (Мн., 1980). Социологический анализ  культуры труда как подсистемы в системе культуры общественного производства, выступающей комплексным выражением активного характера человеческой деятельности, представлен в монографиях Г.Н. Соколовой - "Культура труда  в социальном развитии рабочего класса: Опыт социологического исследования" (Мн., 1984) и "Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социологический анализ" (Мн., 1989). Методология, разработанная лидером школы, нашла отражение в коллективных монографиях "Общественное мнение  рабочего класса в условиях перестройки" (Мн., 1990) и "Экономический образ  мышления: реальность и перспективы" (Мн., 1994). Концепция  социальных механизмов регулирования экономических отношений и процессов, явившаяся продолжением парадигмы социальных механизмов развития ( Новосибирская экономико-социологическая школа) и позволившая "проигрывать" эти механизмы на мезо- и микроуровнях в рамках конкретных социологических исследований, отражена в монографии Г.Н. Соколовой "Экономическая социология"  (Мн., 1995). Эта методология получила свое дальнейшее воплощение в коллективных монографиях "Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы" (Мн., 1998) и "Рынок труда  и механизмы его регулирования" (Мн., 2001). Эмпирической базой коллективных монографий стали материалы республиканских исследований, проводимых в режиме социологического мониторинга  под научным руководством  Г.Н. Соколовой. Это, в первую очередь, исследования в рамках плановых тем: "Основные тенденции развития экономического сознания в условиях перехода к рыночной экономике" (1991-1995), "Прогнозные оценки  состояния рынка труда: направления и социальные механизмы государственного регулирования" (1996-2000), "Социальные механизмы регулирования количественных и качественных характеристик структуры спроса и предложения рабочей силы в Республике Беларусь" (2001-2005); а также - исследования по грантам Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований "Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы" (1992-1995), "Социальные механизмы регулирования отраслевой структуры национальной экономики" (1996-1999). Исследовательский коллектив,  под научным руководством Г.Н. Соколовой, включал в себя И.И. Куропятник , А.С. Теребова, И.Ю. Никитину, О.В. Терещенко , О.В. Кобяка , О.Г. Лукашову, Л.В. Северину, Е.Е. Серову, Е.С. Тырышкину. В БЭСШ параллельно развиваются научное и обучающее направления, что позволяет создавать авторские версии специальных социологических теорий социологии труда и экономической социологии и одновременно анализировать средствами данных теорий социально-трудовые и социально-экономические отношения в обществе. Подобная работа  отражена в учебнике Г.Н. Соколовой "Социология труда"  , где, во-первых, раскрывается логика  формирования специальной социологической теории социологии труда с присущим ей объектом, предметом и системой категорий, а во-вторых, - средствами данной теории воссоздается целостная картина эволюции социально-трудовых отношений основных субъектов труда в период 1980-1990-х. Преподавание экономической социологии в БГУ и других вузах республики обеспечивается учебным комплексом для вузов: Соколова Г.Н. Экономическая социология:  Учебник (М.; Мн., 1998, 2000); Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: Практикум (Мн., 2000, 2001); Экономическая социология: Хрестоматия / Авторы-составители Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк (Мн., 2000, 2001). Учебник раскрывает логику построения и развития экономической социологии как специальной социологической теории; практикум формирует у студентов навыки  анализа явлений и процессов экономической жизни с выходом на поиск социальных механизмов управления этими феноменами; хрестоматия приобщает студентов к творческому наследию теоретиков и практиков мировой и отечественной социально-экономической мысли. Результатом параллельного развития научного и обучающего направлений БЭСШ явился "Экономико-социологический словарь", изданный под научной редакцией Г.Н. Соколовой (Мн., 2002). Целостность методологического подхода к определению объекта,  предмета, метода  и системы категорий представленных теорий позволяет использовать их в качестве универсального набора инструментов, способствующих познанию природы социально-экономических отношений и процессов. БЭСШ воспроизводится за счет лучших выпускников БГУ, обучающихся в аспирантуре при Институте  социологии и социальных технологий НАН Беларуси, и докторантов по специальности "Экономическая социология". Первое поколение  учеников сформировалось в 1960-1990-е в рамках прикладной социологии, а более конкретно - социологии труда. К его представителям относятся кандидат философских наук Т.А. Поршнева (производственная активность  трудового коллектива), кандидат философских наук И.Ю. Никитина (роль  экономического мышления в социальном развитии производственного коллектива), доктор философских наук Н.И. Латыш (профессионально-техническая школа и ее роль в социальном развитии рабочего класса). Второе поколение учеников развивалось преимущественно в 1990-2000-е в рамках экономической социологии, и в частности - методологии социальных механизмов регулирования экономических отношений и экономических процессов. К ним относятся: О.В. Терещенко (причинная модель  как средство объяснения расслоения общества по уровню доходов); О.В. Кобяк (роль экономической культуры в регуляции экономического поведения хозяйствующего субъекта); кандидат социологических наук А.Б. Александрова (конкурентоспособность молодежи на рынке труда); кандидат социологических наук Д.И. Алехин (развитие  малых форм предпринимательской деятельности); доктор социологических наук Ф.У. Мухаметлатыпов (трудовая мобильность:  методология и реальные тенденции); Л.Г. Титаренко (технократическое сознание  как проблема  современности); И.И. Куропятник (экономическое стимулирование  отраслей: социологический анализ). В настоящее время  формируется третье поколение учеников в русле дисциплины "Экономическая социология и демография" . Внешнее признание БЭСШ, как республиканская научно-преподавательская школа, получила в 1990-е. Рассматривая на страницах журнала "Социологические иследования" перспективность категории  "социальный механизм" , Т.И. Заславская отмечает (со ссылкой на учебник "Экономическая социология" Г.Н. Соколовой), что эта перспективность подтверждается не только использованием данной категории широким кругом обществоведов разного профиля, но и тем, что в последние годы она стала одним из базовых элементов методологии нескольких социологических школ (СОЦИС, 2002, № 8). В "Белорусской энциклопедии" Г.Н. Соколова определяется как основатель белорусской научной школы социологии труда и экономической социологии (Беларуская энцыклапедыя: В 18 т. Мн., 2002. Т. 14. С. 85). В настоящее время БЭСШ продолжает свое развитие как научное сообщество  в единстве научного и обучающего направлений, совершенствует механизмы своего воспроизводства, обеспечивая преемственность научных традиций. Л.Г. Титаренко, О.В. Кобяк
Похожие на БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА слова / понятия:

БЕТА-ВЕС, ИЛИ БЕТА-КОЭФФИЦИЕНТ
БЕЗЛЮДНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ (ИЛИ БИОМЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ
БОЛЬШОЕ ПРОСТРАНСТВО
БРУТТО-КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ
БРУТТО-КОЭФФИЦИЕНТ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ
БРУТТО-КОЭФФИЦИЕНТ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ (GROSS REPRODUCTION RATE)
БУЛИМИЯ
ДАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
ДЕЙСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ