Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ:



БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ - - понятие,  используемое для характеристики состояния человека,  испытывающего страх перед свободой и прибегающего в жизни к бессознательным механизмам защиты, позволяющим ему реализовать скрытое желание, заключающееся в стремлении покончить со своей собственной свободой и избавиться от ее бремени. Понятие "Б.отС." было введено в научную литературу американским психоаналитиком Э. Фроммом . В одноименной работе "Бегство от свободы"  (1941) он попытался не только ответить на вопросы, что означает свобода  для современного человека, каковы его переживания по поводу обретенной им свободы и почему индивидуум стремится избавиться от нее, но и раскрыть психологические механизмы Б.отС., к которым человек прибегает в процессе  своей жизнедеятельности. В отличие от З. Фрейда , высказавшего лишь некоторые соображения о свободе человека, Э. Фромм уделил значительное внимание обсуждению данной проблематики. Если основатель психоанализа  исходил из того, что свобода ограничивается вместе с развитием  культуры, "индивидуальная свобода не является культурным благом", а стремление к свободе направлено или против определенных форм и притязаний культуры, или против культуры вообще, то Э. Фромм полагал, что "свобода определяет человеческое существование как таковое" и понятие свободы меняется в зависимости от степени "осознания человеком самого себя как независимого и самостоятельного существа". Если, согласно 3. Фрейду, человек "всегда будет отстаивать свои притязания  на индивидуальную свободу против воли масс", то, по мнению американского психоаналитика, свобода может превращаться в невыносимое страдание, и у человека возникает непреодолимое желание избавиться от нее, найти какой-либо иной способ связи с миром и людьми, чтобы "избежать неуверенности, пусть даже лишившись свободы". Подвергнув анализу  завоевание свободы в эпохи средневековья, Возрождения и развития капитализма,  Э. Фромм пришел к следующим заключениям: в процессе превращения ребенка во взрослого человека и становления человечества наблюдается постоянное стремление к обретению свободы от внешних сил, но не осознаются те внутренние принуждения и страхи, которые ставят под сомнение все завоевания свободы; проблема  свободы не только количественная, но и качественная; свобода имеет двоякий смысл, поскольку, с одной стороны, человек освобождается от уз прежней власти и становится "индивидуумом", а с другой  - он ощущает одиночество  и собственное бессилие, превращается в орудие внешних целей, отрывается от самого себя и окружающего его мира; следует различать "свободу от" внешних ограничений и "свободу для" реализации внутреннего потенциала  человека; "свобода от" принесла человеку победу над силами природы, независимость  от обстоятельств жизни, но в то же время  изолировала его от других людей, породила в нем чувства одиночества, бессилия, пустоты, тревоги; если человек не может перейти от негативной "свободы от" к позитивной "свободе для", то он различными способами стремится "избавиться от всякой свободы вообще". Основываясь на психоаналитическом представлении о действии бессознательных сил в глубинах человеческой психики, Э. Фромм сосредоточил внимание на раскрытии психологических механизмов Б.отС. Он показал, что пути избавления от свободы являются следствием неуверенности и беспомощности изолированного индивидуума, который в попытках избавления от тревоги прибегает к таким психологически действенным и социально значимым механизмам Б.отС., как авторитаризм,  разрушительность, конформизм.  Авторитаризм связан со стремлением человека к подчинению и покорности, мазохизму и садизму, обретению новых вторичных уз вместо утраченных первичных. Разрушительность - с полной ликвидацией объекта,  чтобы тем самым избавиться от невыносимого чувства собственного бессилия. Конформизм - с отказом человека от самого себя, утратой собственного Я, превращением в робота. Анализ свободы и психологических механизмов Б.отС. в современном мире привел Э. Фромма к пониманию того, что процесс развития свободы не является порочным кругом, с неизбежностью предполагающим усиление стремления человека к избавлению от свободы как таковой. По его убеждению, возможны варианты такого развития, когда человек может быть свободным и независимым, но в то же время связанным с другими людьми и человечеством. Речь  идет об обретении человеком "свободы для", той позитивной свободы, которая предполагает спонтанную активность  индивидуума в направлении развертывания его внутреннего потенциала и творческих возможностей, реализации чувственных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, становления продуктивной и преисполненной любви личностью.  В.М. Лейбин
Похожие на БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ слова / понятия:

БЕЙЛЗ (BALES) РОБЕРТ (1916)
БЕЙТСОН (BATESON) ГРЕГОРИ
БЕК УЛЬРИХ
БЕККЕР (BECKER) ГОВАРД ПОЛ (1899-1960)
БЕККЕР ГОВАРД С.
БЕЛЛ (BELL) ДАНИЕЛ
БЕЛЛ (BELL) ДАНИЕЛ (1919)
БЕЛЛ ДЭНИЕЛ (BELL, DANIEL)
БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ
БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ - СИНИЕ ВОРОТНИЧКИ