Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ТРОШИН ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ:



ТРОШИН ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ - (30.9.1874, Елабужский у., Вятской губ. - 13.3.1938, Прага) - невропатолог, психиатр, психолог. Отец Т. был техником-помощником инженера, В 1895 Т. окончил гимназию в Казани и поступил на юридический факультет Казанского университета. Но юристом не стал, т.к. вскоре перешел на медицинский факультет и, окончив его в 1900, получил звание лекаря с отличием, Сначала Т. служил уездным врачом в Ардатовском уезде Симбирской губернии. В ноябре 1900 переехал в Петербург и стал младшим медицинским чиновником при медицинском департаменте министерства внутренних дел. Однако работа чиновника не удовлетворяла Т., и в августе 1901 он поступил в петербургскую больницу для душевнобольных Св.Николая Чудотворца; в дальнейшем был там ординатором, заведующем отделением, главным врачом. Еще в студенческие годы Т. увлекся невропатологией и психиатрией, которую в Казанском университете преподавал профессор Л.Даркшевич. В 1899 он выполнил свою первую научную работу, в которой, после серии экспериментов на кошках и исследования фронтальных срезов спинного мозга, изучил центростремительные связи ядер задних столбов. Об итогах исследования сделал доклад в Научных собраниях врачей клиники нервных болезней Казанского университета; по решению Совета медицинского факультета научная работа студента Т. была признана отличной и опубликована. В студенческие годы он выполнил еще ряд исследований, посвященных чувствительным и двигательным черепно-мозговым нервам, морфологическим аспектам их связи с корой головного мозга. Результаты нейроморфологических исследований, которые Т, проводил в лаборатории клиники нервных болезней профессора Даркшевича, он изложил в монографии «Петля. Ее начало, окончание, состав, связи и топография» (1900). В Петербурге Т. познакомился и подружился, несмотря на разницу в годах, с В.Бехтеревым, возглавлявшим клинику нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии. В этой клинике Т. под руководством Бехтерева выполнил и защитил докторскую диссертацию «О сочетательных системах больших полушарий» (1903). Базируясь на экспериментальных данных и морфологических исследованиях, высказал ценные мысли об общих чертах топографии, ходе и распределении ассоциационных волокон, связывающих различные по физиологической функции участки коры головного мозга. Диссертация Т., выполненная в духе идей, характерных для школы Бехтерева, получила высокую оценку невропатологов и психиатров. В 1904-5 Т., призванный на военную службу, был полковым врачом. Позднее по совету Бехтерева перешел на научно-педагогическую работу и был избран профессором клиники психиатрии Казанского университета; накануне 1-й мировой войны вернулся в Петербург, продолжал работать психиатром и создал по своему проекту успешно действовавшую школу-лечебницу для отсталых детей. Еще в период работы в больнице Св.Николая Чудотворца Т. заинтересовался проблемами детской психиатрии и психологии. Ряд его работ («Психология детского чтения», 1903: «Детская ненормальность за последние 100 лет», 1912; «Классификация детской ненормальности с выделением практически важных форм», 1914и др.) был посвящен актуальным вопросам этого нового раздела психологии и психиатрии. Наиболее важным трудом Т. по детской психопатологии была его 2-томная монография «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915). В ней Т. впервые всесторонне проанализировал важнейшие проблемы детской психопатологии, сочетая воедино начала детской психологии и психиатрии. Монография завоевала признание общественности, а ее автор был удостоен премии им.К.Ушинского Российской Академии наук. В круг научных интересов Т. входили многие проблемы невропатологии и психиатрии. Вместе с Л.Пуссепом он выполнил интересное исследование о казуистике одеревенелости позвоночника (1903). В годы 1-й мировой войны, работая в отделении для нервнобольных воинов одного из военных госпиталей Петрограда, Т. проанализировал (1916) весьма актуальную тогда проблему травматического невроза, высказал обоснованные суждения о диагностике и лечении военных травм нервной системы. Важным проблемам практической психоневрологии (преимущественно детской) были посвящены доклады Т. на 11-м съезде российских естествоиспытателей и врачей (1902), на 1-м Всероссийском съезде по вопросам народного образования (1913), на врачебных съездах. Будучи авторитетным ученым-психиатром, Т. проявлял постоянный интерес к физиологии нервной системы, функционированию психической сферы человека. Вместе с тем он уже тогда выступал против попыток некоторых ученых, как он писал, «неосторожно перенести целиком» данные экспериментальных наблюдений И.Павлова в область человеческих психозов. Не признавал он и фрейдизма. После Октябрьской революции Т. возвратился в Казанский университет, где вновь стал профессором психиатрии. Продолжил он и свои научные исследования, преимущественно по проблемам детской психологии и психиатрии. Однако вскоре его научно-педагогическая деятельность была прервана: в 1922 вместе с группой ученых - Н.Лосским, Н.Бердяевым, А.Кизевепипером и др.-он был выслан из Советской России за границу. Из Берлина он переехал в Прагу, где вначале преподавал на кафедре судебной медицины и психиатрии Русского юридического факультета.Т. возобновил и научную деятельность, подготовив оригинальную работу «О строении психоза» (1923). Затем его пригласили на кафедру педологии Русского педагогического института им. Яна Амоса Коменского в Праге.Т. занялся также изучением умственных способностей детей российских эмигрантов. Под его руководством были проведены психотехнические обследования в двух русских гимназиях - в Моравской Тржебове и в Старых Страшницах; для этого научного проекта он специально разработал «Краткие программы для исследования умственной одаренности по антропологическому методу». Ряд интересных работ, выполненных в эти годы, Т. посвятил психиатрии: «Строение душевных болезней» (1927), где он проанализировал соотношения между психическим заболеванием и его проявлениями и, основываясь на клинике, дал свою классификацию этим проявлениям; «Заболевания психической заразительности» (1928), где Т. вступил в область социальной психологии и дал весьма четкую картину коллективных психозов во время революций и массовых движений в Европе за тысячелетие: интересные мысли о психической наследственности высказал он в работе о менделизме в психиатрии и психологии (1924). Решив обобщить собственный опыт и результаты проведенных ранее исследований, Т. взялся за составление «Руководства по психиатрии» для студентов и врачей в 9-ти томах. Работа эта оказалась чрезвычайно сложной, заняла много лет и, к сожалению, осталась неоконченной. В Праге, несмотря на благожелательное отношение и творческую атмосферу, Т. угнетала невозможность работать в психиатрической клинике: на прошение о приеме, хотя бы в качестве младшего врача, этот крупнейший ученый-психиатр получил отказ. Лишенный возможности заниматься клинической психиатрией, Т. обратился к психологическому анализу проблем эстетики, Эти вопросы всегда интересовали ученого, о чем свидетельствуют некоторые его ранние работы («Музыкальные эмоции», 1901; «Литературно-художественные эмоции с нормальной и патологической стороны», 1903; «Патологическое у Н.В.Гоголя», 1902 и др.). Продолжением начатого явилась чрезвычайно познавательная статья «О влиянии музыки на душевное творчество человека» (1936). Последним научным трудом Т. стала изданная в Праге на русском языке монография «Пушкин и психология творчества» (1937), написанная к 100-летию со дня смерти великого поэта, Оригинальные суждения высказал он по поводу установленной им годичной «творческой кривой» Пушкина (пик - в октябре, значительно меньший подъем - в апреле), о «кризисах сомнений» у поэта, их психологическом анализе и др. Бесспорно интересным и новаторским был психологический анализ различных сторон художественной формы у Пушкина, проделанный Т. в связи с философией творчества поэта. В работе над этой монографией Т. во многом помогало то, что он сам был творчески одаренной личностью - обладал незаурядным литературным даром, писал стихи, был блестящим лектором. Т. деятельно участвовал в научной жизни российского зарубежья в Праге. Его работы регулярно публиковались в трудах Русской учебной коллегии в Праге. На съездах русских ученых (Прага, 1924 и др.) он выступал с докладами по актуальным проблемам психологии и психиатрии. В Чехословакии по инициативе Т., врача и педагога С.Острогорского, психиатра Н.Осипова, хирурга Ф.Никишина и др. в 1923 было создано Общество русских врачей (ок. 80 чел.). Общество регулярно, раз в месяц, проводило заседания - тематика научных докладов была достаточно разнообразной, причем известное внимание уделялось медицине в Советской России. Кроме того, общество помогало своим членам в устройстве на работу, оказывало материальную поддержку.Т. был председателем общества в течение почти 12 лет (с 1927); в качестве его представителя участвовал в съездах Общеславянского союза врачей, проходивших в Варшаве, Праге, Белграде, Софии и др., а также в съездах Объединения русских врачей за границей (с центром в Париже). Т. вел бесплатный амбулаторный прием в представительстве Российского общества Красного Креста в Чехословакии, где оказывалась медицинская помощь нуждающимся русским безработным эмигрантам. Т. пользовался в российском медицинском зарубежье заслуженным авторитетом и как ученый, и как врач, и как человек. Он всегда занимал активную жизненную позицию, говоря: «Собрать богатый запас идей и идеалов не значит еще быть годным и способным применить их на деле. Последнее дается только жизнью: она дает плоть и кровь нашим идеалам». Т. похоронен в Праге на православном Ольшанском кладбище.
Похожие на ТРОШИН ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ слова / понятия:

ТРОСТЬ
ТРУАН
ТРУБ ПРАЗДНИК
ТРУБЕЦКОЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
ТРУБЕЦКОЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (ПАОЛО)
ТРУБЕЦКОЙ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ
ТРУБНИКОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
ТРУБНИКОВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА
ТРУБНОГО ЗВУКА ДЕНЬ
ТРУБЫ СЕРЕБРЯНЫЕ