Поиск:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Статьи

ПОЛЕВИЦКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА:



ПОЛЕВИЦКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - (3.6.1881, Ташкент - 1973, Москва) - актриса, Из семьи банковского служащего. В 1900 закончила с большой серебряной медалью Александровский институт и двухгодичные педагогические курсы в Петербурге. Четыре года училась в художественном училище Штиглица, откуда, несмотря на присуждение ей «высшей премии» за акварель, была отчислена в июне 1905 якобы «за неуспешность», а в действительности за участие в студенческом движении. В декабре 1905 поступила на курсы драматического искусства Е.Рапгофа, где занималась под руководством А.Петровского. Окончив в 1908 курсы, впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе и Казани. Пыталась поступить в Александрийский и Малый театры, но безуспешно. В 1909-10-в петербургском театре В.Комиссаржевской, оказавшей, наряду с Ф.Шаляпиным, особенно сильное влияние на П., в 1914-16-в московском драматическом театре Суходольских, вместе с режиссером И.Шмитом, за которого вышла замуж, в 191014 и 1916-18 -в труппе Н.Синельникова в Харькове и Киеве. Приобрела всероссийскую известность воплощением женских образов русской классики: Лиза («Дворянское гнездо» И.Тургенева), Вера («Обрыв» И.Гончарова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф.Достоевского), Катерина и Юлия («Гроза» и «Последняя жертва» А.0стровского); Синельников отмечал ее богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос. Уехала в 1920 с мужем на гастроли в Болгарию, ее выступления проходили с большим успехом; царь Борис наградил актрису высшим национальным орденом Болгарии. Позднее П. играла у М.Рейнгардта в Германии. В 1923 приезжала в СССР, играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра, актеры которого благодарили ее «как одно из крупнейших дарований современного русского театра... за те многие часы радости», которые она подарила «своим талантом, давая возможность видеть его и наслаждаться так близко и непосредственно». Отзывы критики, однако, были противоречивы и подчас отрицательны. В 1924-25 снова гастролировала в СССР. В 20-х - начале 30-х выступала с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, государств Прибалтики на русском и немецком языках, прославилась как «русская Дузе», в частности, в роли Марии Стюарт (в драме Ф.Шиллера), В 1934 И.Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, что вынудило его уехать вместе с П. в Эстонию. После смерти мужа и оккупации в 1941 гитлеровскими войсками Прибалтики П. была арестована и отправлена в концлагерь на Северном море; освобождена благодаря вмешательству друзей. С 1943 преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств в Вене, одновременно играла в «Бургтеатре», «Скала», «Народном театре». В 1955 получила разрешение вернуться в СССР. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 преподавала в Театральном училище им. Б.Щукина, одной из ее учениц была Л.Чурсина. Снималась в фильмах «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960). С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914. Ю.Завадский считал П. актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности». Умерла в московском Доме ветеранов сцены.
Похожие на ПОЛЕВИЦКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА слова / понятия:

ПОЛИЦЕНТРИЗМ
ПОЛИГАМИЯ
ПОЛИОРЦЕТИКА
ПОЛИС
ПОЛИСЫ И СОЮЗЫ ГОРОДОВ БАЛКАНСКОЙ ГРЕЦИИ
ПОЛИТЕИЗМ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ В IV В. ДО Н.Э.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИТАЯ В VIII—V ВВ. ДО Н.Э.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НОВОВАВИЛОНСКОГО ПЕРИОДА
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ